Идя навстречу пожеланиям читателей, наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с популярным исполнителем А. МАЛИНИНЫМ.
- Александр, вы по-прежнему исполняете старинные романсы, которые принесли вам когда-то популярность. Это что: дань уважения традициям русской культуры или коммерческий расчет?
- Это попытка возрождения романса, а вместе с ним русской культуры, которая сегодня пребывает в глубоком кризисе. На концертах я часто задаю слушателям вопрос, знает ли кто- нибудь хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца. И знаете, очень мало таких людей. Мы забыли свою культуру, свои истоки. Обидно, ведь возьмите практически любой другой народ: он знает свои национальные песни, танцы, а такая великая нация, как русская, - нет.
- Я слышал ваши новые композиции, написанные на стихи Гумилева. Некоторые считают ваш выбор нынешней модой на респрессированных.
- Мне очень нравится этот поэт и вообще настоящая поэзия. И очень хотелось бы, чтобы мои сверстники знали не только Пушкина, Есенина и Маяковского, но и других - Цветаеву, Хлебникова, Волошина.
- Я знаю, что за исполнение песни "Поручик Голицын" вас обвинили в подстрекательстве к забастовке.
- Да, это было сказано мне в Ростовском обкоме партии. Но я не призывал ни к какому бунту, а товарищей, видимо, смущала строка "а в комнатах наших сидят комиссары".
- Эта песня нравится очень многим. Как вы считаете, почему?
- Я думаю, что она воспринимается как ностальгия по настоящей русской жизни. Люди, слушая ее, чувствуют себя хоть и в дальнем, но все-таки родстве с нею. Эти смутные воспоминания, может быть, и помогают нам не пасть еще ниже. А вспомнить нам есть что - Россия всегда славилась своей интеллигенцией, писателями, своими учеными, художниками, поэтами. Это было лицо русской нации. И вот однажды этот слой, который накапливался веками, взяли и снесли. Просто содрали, как кожу.
- Вы выступали в США и Великобритании. Что можно сказать о работе людей, которые обслуживали ваши концерты и записи пластинок?
- Можно сказать одно: там люди действительно умеют работать. Просто приятно смотреть: каждый занят своим делом, каждый точно выполняет то, что ему положено. А у нас, скажем, на конкурс в Юрмалу многие приезжают не работать, а отдыхать.
Я записывал пластинку в одной лондонской студии и видел, как нужно трудиться. Во время записи сотрудники просто живут на студии, не теряя практически ни минуты. Никто ни на кого не орет, нет такого, знаете, снобизма, никто не скажет: вот ты уборщик, а я - миллионер, и я с тобой не разговариваю. Нет, все общаются друг с другом на равных. Но это, по-моему, потому, что у них практически нет претензий к работе друг друга. Совсем не так, как у нас: чем никчемнее человек, тем важнее он старается выглядеть, и выходит, что какой-нибудь швейцар в нашем обществе "главнее" любого профессора.
- А что вы думаете о современной советской эстраде?
- Она полностью деградировала. Все эти песенки на трех аккордах, переделанные, переворованные друг у друга, - это деградация русской культуры. "Ласковый май" и иже с ними - вырождение нашей культуры.
- И тем не менее "Ласковый май" имеет коммерческий успех...
- Да и не только они, знаете, сколько сейчас людей зарабатывают тысячи, подстраиваясь под запросы толпы, исполняя пошленькие и примитивные песенки? Я бы назвал это "пиром во время чумы", потому что люди просто с ума сошли, они пишут песни не для того, чтобы радовать людей, делать их лучше, красивее, а для того, чтобы заработать миллионы. А надо спасать наш народ, надо душу его спасать!
- Глядя на вас, не скажешь, что вы пессимист...
- Почему, я лично жду больших перемен. Я рад, что родился и живу именно в это время. А надежду на перемены во многом дал Съезд народных депутатов. Лично мне было очень интересно и даже удивительно смотреть, как люди высказывали свое мнение практически по всем вопросам и делали это, не боясь.