СОСТОЯВШИЙСЯ в ноябре съезд РКП, на котором Н. Чаушеску был переизбран Генеральным секретарем, явился триумфом румынского руководителя. Он по-прежнему остается бесспорным хозяином в последней стране Восточной Европы, которой не коснулись перемены. Благоприятные условия для проведения реформ, которые заключаются в их одобрении сверху со стороны М. Горбачева и давлении снизу со стороны народа, не действуют в случае с Румынией.
Н. Чаушеску удалось добиться этого путем внешней изоляции Румынии от влияния СССР в результате устранения из руководства просоветски настроенных лиц еще в середине 70-х годов и назначения членов своей семьи на ключевые посты в партии и государстве, а также путем подавления любого инакомыслия внутри страны с помощью самой эффективной секретной полиции в Восточной Европе.
"Таймc", Англия, 4 декабря 1989 г.
Сила правительства поддерживается широко распространенным осведомительством, которое стимулируют доступом к дефицитным товарам, предоставлением жилья, работы и т. д., повышающим эффективность тайной полиции.
"Нью-Йорк таймc", 17 декабря.
Династия Чаушеску пронизывает насквозь всю политическую, военную и судебную структуру страны. Семья, состоящая из 40 братьев и сестер, племянников и племянниц и других родственников, занимает высшие государственные посты. Жена Чаушеску Елена воспитала своего сына Нику по своему собственному злому образу и подобию. Хвастливый и задиристый, отпетый пьяница и игрок, он был назначен руководителем партийной организации в городе Сибиу в Трансильвании. Говорят, что он готовил пытки для олимпийской гимнастки Нади Комэнеч, которая недавно бежала на Запад.
Неудивительно, что семья Чаушеску живет в страхе перед растущим числом своих врагов. Они повсюду ездят в пуленепробиваемых автомобилях западного производства с темными стеклами, и улицы расчищаются перед проездом их кортежей.
"Тудей", Англия, 20 декабря.
Румынские солдаты, сражающиеся с силами, верными свергнутому президенту Чаушеску, раскрыли обширную сеть убежищ и туннелей, пересекающих весь город, там находятся склады оружия для полиции безопасности Чаушеску.
Чаушеску и его жена были схвачены в то время, когда прятались в одном из тайных бункеров, однако других подробностей не сообщалось.
Бухарестское радио, 24 декабря.
Николае и Елена Чаушеску были осуждены и приговорены к смертной казни с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение.
Обвинения, предъявленные убийцам румынского народа, таковы: геноцид - свыше 60 тыс. жертв, подрыв государственной власти, организацией военных действий против народа, подрыв народного хозяйства.
Аджерпрес, 25 декабря, (Стенограмму суда над Чаушеску читайте на с. 6-7).
Совет Фронта национального спасения, занимающийся формированием нового правительства в Румынии, - это организация, в которую входят поэты, писатели, актеры, режиссеры, офицеры, студенческие лидеры и бывшие функционеры коммунистической партии, которых связывает между собой общая оппозиция режиму Чаушеску, сообщили сегодня специалисты по этому региону.
Однако большинство членов этого совета представляют загадку для тех, кто находится за пределами Румынии. Даже несмотря на то, что румынским оппозиционным группировкам, постоянно подавлявшимся тайной полицией президента Чаушеску, недостает организованности их коллег из Польши, Венгрии и Чехословакии, они объединились. Как отмечают эксперты, совет представляет собой пеструю по составу группу диссидентов, которая будет стремиться внести порядок в существующий хаос.
"Нью-Йорк таймc", 25 декабря.
Позволив осуществить реформы в Восточной Европе и оказав им содействие, Горбачев завоевал колоссальное доверие, и чем дальше он идет по этому пути, тем меньше Советский Союз воспринимают как угрозу. - заявил М. Манделбаум, эксперт по Восточной Европе в Совете по международным отношениям (США).
"Если извлечь урок из событий в Румынии, - сказал один высокопоставленный сотрудник американской администрации, - то он должен состоять в том, что волна реформ необратима. Чаушеску думал, что у него все может быть по-другому, но сегодняшний урок состоит в том, что требования перемен сдерживать нельзя. Если попытаться это сделать, главными жертвами станут именно те, кто противится реформам".
"Нью-Йорк таймc", 24 декабря.