16 МАЯ открывается I Съезд народных депутатов Российской Федерации. Законодательный орган крупнейшей республики приступит к работе, результаты которой, вне всякого сомнения, окажут влияние на дальнейшее развитие событий в Советском Союзе.
Каким будет Съезд и его повестка дня? Во многом это зависит от самих депутатов, от меры их ответственности перед народами России. Должен ли он стать точной копией I Съезда народных депутатов СССР или учесть его ошибки и идти своей дорогой?
Очевидно, что второй путь предпочтительнее. Но велика вероятность того, что будет избран первый вариант, рожденный в недрах аппарата. В нем отсутствует такой пункт повестки дня, как отчеты Председателя Президиума Верховного Совета и Председателя Совета Министров РСФСР, отчеты, предшествующие избранию на эти посты. Предлагается сначала избрать, а потом уж и обсудить нашу жизнь. Опять делается попытка поставить телегу впереди лошади.
Объяснимо ли это желание с точки зрения здравого смысла? Вполне, если расценить его как стремление уйти от ответственности. От ответственности за неиспользованные возможности, безынициативность, за то, что десятки предложений и миллиарды рублей ушли, как вода в песок. Российское село, да и промышленность так и продолжают пребывать в запустении, и конца и края этому не видно...
В последнее время из официальных источников все чаще раздаются обвинения в адрес демократических сил. Их обвиняют в том, что они рвутся к власти, в непомерных амбициях. А в это время обвинители прежде всего озабочены стремлением вновь взять власть, так и не отчитавшись перед народами России. Вот где подлинные амбиции; сначала "сесть в кресло", а дальше - хоть трава не расти! Все это уже было, и результаты этого тоже видны - они на прилавках наших нищенских магазинов, в наших домах. Но ведь принято и в мировой практике, и у нас на съездах КПСС избирать новое руководство только после отчета прежнего.
Всем известно, насколько важно внести изменения в действующую Конституцию РСФСР. Но и здесь официальные предложения не идут дальше того, чтобы привести республиканскую Конституцию в соответствие с союзной.
При этом делаются попытки отдалить на неопределенный срок рассмотрение таких вопросов, связанных с изменением Конституции, как суверенитет Российской Федерации, реальное разделение государственных и партийных функций. Не терпит промедления обсуждение таких проектов, как проекты Законов о власти, о земле, о собственности.
Все это, по словам оппонентов, якобы затянет Съезд, приведет к "бесплодной дискуссии". Но материалы этих дискуссий и должны стать теми первоисточниками, опираясь на которые будут работать будущие комитеты и комиссии, да и сам Верховный Совет.
Парламенты многих союзных республик работают сегодня в полную силу. Останется ли на этом фоне Россия островом послушания, зависит от вновь избранных депутатов.
Н. ЗЯТЬКОВ, А. МЕЩЕРСКИЙ, В. РОМАНЕНКО, В. СТАРКОВ, А. УГЛАНОВ, народные депутаты РСФСР.