16 МАЯ открывается I Съезд народных депутатов Российской Федерации. Законодательный орган крупнейшей республики приступит к работе, результаты которой, вне всякого сомнения, окажут влияние на дальнейшее развитие событий в Советском Союзе.
Каким будет Съезд и его повестка дня? Во многом это зависит от самих депутатов, от меры их ответственности перед народами России. Должен ли он стать точной копией I Съезда народных депутатов СССР или учесть его ошибки и идти своей дорогой?
Очевидно, что второй путь предпочтительнее. Но велика вероятность того, что будет избран первый вариант, рожденный в недрах аппарата. В нем отсутствует такой пункт повестки дня, как отчеты Председателя Президиума Верховного Совета и Председателя Совета Министров РСФСР, отчеты, предшествующие избранию на эти посты. Предлагается сначала избрать, а потом уж и обсудить нашу жизнь. Опять делается попытка поставить телегу впереди лошади.
Объяснимо ли это желание с точки зрения здравого смысла? Вполне, если расценить его как стремление уйти от ответственности. От ответственности за неиспользованные возможности, безынициативность, за то, что десятки предложений и миллиарды рублей ушли, как вода в песок. Российское село, да и промышленность так и продолжают пребывать в запустении, и конца и края этому не видно...
В последнее время из официальных источников все чаще раздаются обвинения в адрес демократических сил. Их обвиняют в том, что они рвутся к власти, в непомерных амбициях. А в это время обвинители прежде всего озабочены стремлением вновь взять власть, так и не отчитавшись перед народами России. Вот где подлинные амбиции; сначала "сесть в кресло", а дальше - хоть трава не расти! Все это уже было, и результаты этого тоже видны - они на прилавках наших нищенских магазинов, в наших домах. Но ведь принято и в мировой практике, и у нас на съездах КПСС избирать новое руководство только после отчета прежнего.
Всем известно, насколько важно внести изменения в действующую Конституцию РСФСР. Но и здесь официальные предложения не идут дальше того, чтобы привести республиканскую Конституцию в соответствие с союзной.
При этом делаются попытки отдалить на неопределенный срок рассмотрение таких вопросов, связанных с изменением Конституции, как суверенитет Российской Федерации, реальное разделение государственных и партийных функций. Не терпит промедления обсуждение таких проектов, как проекты Законов о власти, о земле, о собственности.
Все это, по словам оппонентов, якобы затянет Съезд, приведет к "бесплодной дискуссии". Но материалы этих дискуссий и должны стать теми первоисточниками, опираясь на которые будут работать будущие комитеты и комиссии, да и сам Верховный Совет.
Парламенты многих союзных республик работают сегодня в полную силу. Останется ли на этом фоне Россия островом послушания, зависит от вновь избранных депутатов.
Н. ЗЯТЬКОВ, А. МЕЩЕРСКИЙ, В. РОМАНЕНКО, В. СТАРКОВ, А. УГЛАНОВ, народные депутаты РСФСР.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 16-я республика без территории