Примерное время чтения: 7 минут
650

ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА ПАРТИИ. Фальсификация

В редакцию "АиФ" были переданы материалы от О. ШАТУНОВСКОЙ, в прошлом - члена Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, члена комиссии, созданной Президиумом ЦК КПСС* в 1960 г. для расследования убийства Кирова и политических судебных процессов 30-х годов.

СОГЛАСНО решению XX съезда КПСС, комиссией во главе с членом Президиума ЦК Н. Шверником были расследованы обстоятельства убийства С. Кирова. Мы опросили тысячи людей, изучили тысячи документов, и вот что удалось выяснить.

Во время XVII партсъезда, несмотря на овации Сталину, в квартире Серго Орджоникидзе прошло тайное совещание некоторых делегатов - Косиора, Эйхе, Шеболдаева, Шаранговича и других. Они считали необходимым устранить Сталина с поста генсека и предлагали Кирову заменить его, но тот отказался.

После того как Сталину стало известно о совещании, он вызвал к себе Кирова. Киров сказал Сталину, что тот сам, своими действиями привел к этому.

При выборах в ЦК на съезде фамилия Сталина была вычеркнута в 292 бюллетенях. Сталин приказал сжечь из них 289 бюллетеней, и в протоколе, объявленном съезду, было показано всего 3 голоса против Сталина.

Комиссия Президиума, ознакомившись в Центральном партархиве с бюллетенями и протоколами голосования, установила факт фальсификации выборов. Бывший заместитель председателя счетной комиссии съезда В. Верховых сообщил ЦК подробности этой истории.

Как известно, подавляющее большинство делегатов XVII съезда было уничтожено. Из 63 членов счетной комиссии 60 расстреляны.

Киров, сознавая, что он неизбежно будет уничтожен Сталиным, говорил своим родным и друзьям, что голова его теперь на плахе.

Убийцу Николаева трижды задерживала охрана Кирова, при нем был обнаружен портфель, в котором находились заряженный револьвер и план Смольного. Однако сотрудники Ленинградского ГПУ его каждый раз отпускали. Николаев, явившийся 1 декабря в Таврический дворец на партактив, где Киров должен был делать доклад, был предупрежден и перешел в Смольный, куда Киров поехал за материалами для доклада.

На другой день после убийства на допросе Николаев заявил Сталину, что его в течение 4 месяцев склоняли к убийству сотрудники ГПУ, настаивая на том, что это необходимо партии и государству.

Личный охранник Кирова Борисов, предупреждавший его об опасности, был убит по дороге в Смольный ударом лома сотрудниками ГПУ, сопровождавшими его на грузовике на допрос к Сталину. Это подтверждает заключение хирурга Мамушина, участвовавшего во вскрытии тела Борисова, а также показания водителя грузовика Кузина.

В личном архиве Сталина при нашем расследовании был обнаружен составленный Сталиным список двух "троцкистско-зиновьевских террористических центров" - ленинградского и московского. Зиновьева и Каменева он сначала включил в ленинградский, потом "перевел" в московский (как и некоторых других членов вымышленных "центров").

Находившийся при Николаеве в камере сотрудник ГПУ Кацафа написал в комиссию, что убийца согласился дать следствию требуемые от него показания о "троцкистско-зиновьевском центре" только после обещания сохранить ему за это жизнь.

На суде под председательством Ульриха Николаев сначала заявил, что никакого центра не было и что он оговорил невинных людей (это подтверждает конвоир Гусев в своем письме к Н. Хрущеву). Затем Ульрих на допросе Николаева с глазу на глаз в конце концов сломил его. После объявления смертного приговора Николаев кричал: "Обманули!".

Тщательное расследование многих других важнейших обстоятельств, показания близких Кирову людей и других свидетелей - все это привело комиссию к заключению: убийство Кирова было организовано Сталиным.

После убийства Кирова на страну обрушилась лавина террора. Комитет госбезопасности СССР прислал в комиссию по расследованию документ с цифрами репрессий. С 1 января 1935 г. по 22 июня 1941 г. было арестовано 19 млн. 840 тыс. "врагов народа". Из них 7 млн. было расстреляно. Большинство остальных погибло в лагерях.

Итоговая докладная записка с приложением акта почерковедческой экспертизы Прокуратуры СССР была разослана членам Президиума. Все документы и материалы расследования, в том числе рукопись Сталина, должны находиться в архиве Политбюро ЦК КПСС.

После того как членам Президиума ЦК была разослана докладная записка, мне позвонил рано утром Н. Хрущев и сказал: "Я всю ночь читал вашу записку и плакал над нею. Что мы наделали! Что мы наделали!". Тем не менее под давлением сталинистов - членов Президиума ЦК все материалы как по убийству Кирова, так и по другим процессам 30-х годов Хрущев распорядился положить в архив. В ответ на мои возражения он заявил: "Нас сейчас не поймут. Мы вернемся к этому через 15 лет". Я сказала: "В политике откладывать решение на 15 лет - значит вырыть себе под ногами яму. Вы окружены не ленинцами".

После того, как 64 тома материалов были сданы в архив, а я была вынуждена уйти из КПК (1962 г.), сотрудники КПК совершили подлог часть основных документов они уничтожили, а часть - подделали. Все это делалось для того, чтобы скрыть правду в отношении XVII съезда партии, а также подлинного организатора убийства Кирова - Сталина.

5 июня 1989 г. ко мне явился сотрудник КПК Н. Катков в сопровождении двух прокуроров, чтобы "посоветоваться" со мной. Во время беседы выяснилось, что из архива Политбюро исчезли многие документы расследования. Во-первых, свидетельство члена партии с 1911 г. С. Маркус, старшей сестры жены Кирова, о тайном совещании на квартире Орджоникидзе и о вызове Кирова после этого совещания к Сталину и их беседе. Во-вторых, показания помощника Орджоникидзе Маховера, присутствовавшего на этом совещании. Исчезли также показания старых большевиков Опарина и Дмитриева о допросе Сталиным Николаева, когда Николаев заявил, что на покушение его спровоцировали сотрудники ГПУ. Пропали показания сотрудника ГПУ Кацафы и знакомой Ульриха о поведении Николаева на суде. Исчезло полученное в ходе расследования заключение хирурга Мамушина о причинах смерти личного охранника Кирова Борисова и показания водителя грузовика, в котором везли Борисова.

Как сообщил Н. Катков, им не обнаружен важнейший документ - сводка КГБ о количестве репрессированных с 1935 по 1941 г.

По словам Н. Каткова, рукопись со списками участников "троцкистско-зиновьевских террористических центров" в Москве и Ленинграде составлена рукой Ежова, а не Сталина. Между тем графологическая экспертиза Прокуратуры СССР в свое время подтвердила, что списки написаны Сталиным. Видимо, впоследствии этот документ был подделан.

Должна сказать и о том, что в журнале "Известия ЦК КПСС" (N 7, 1989 г.) помещена таблица, которая показывает, что Сталин якобы недополучил всего 3 голоса на выборах в ЦК на XVII съезде партии. Но эта таблица была составлена председателем счетной комиссии Затонским вынужденно, после приказа Сталина уничтожить все бюллетени, в которых его имя было вычеркнуто. Там же опубликован поддельный протокол, в котором говорится, что при вскрытии не обнаружено якобы всего 166 бюллетеней, подписанный мною, Кузнецовым, Лавровым и неким Матковским. На самом деле мы обнаружили при подсчете, что не хватает 289 бюллетеней. В сумме с 3 голосами против Сталина, объявленными на съезде, это составило 292 голоса против Сталина. Никакого Матковского с нами при вскрытии бюллетеней не было, и протокол он не подписывал.

В "Известиях ЦК КПСС" также опубликовано заявление члена счетной комиссии В. Верховых, который якобы не помнит, сколько голосов против получил Сталин. На самом деле Верховых дал подробное описание того, что обнаружила счетная комиссия, в своем заявлении в ЦК КПСС и сам назвал 292 голоса, поданных против Сталина.

В газете "Сельская жизнь" 11 января 1990 г. была опубликована статья А. Кирилиной "Трагедия в Смольном". Автор статьи, рассматривая версию о причастности Сталина к организации убийства Кирова, пишет, что "комиссия Политбюро, созданная после XX съезда партии для расследования обстоятельств убийства Кирова, не обнаружила весомых доказательств этой версии".

Мне уже не в первый раз приходится встречать публикации, в которых со ссылкой на документы комиссии делается вывод о непричастности Сталина к убийству Кирова и приводятся фальсифицированные данные по XVII съезду партии. И потому я считаю необходимым опубликовать подлинные материалы комиссии, то есть сделать наконец то, что не было сделано в свое время, 30 лет назад.

___

* Ныне Политбюро ЦК КПСС.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно