Примерное время чтения: 9 минут
582

На мушке - вечно живой

Наверное, это покажется читателю невероятным, но не было среди руководителей Советского государства человека, который не оказался бы объектом террористических покушений - как измышлявшихся для оправдания репрессий, так и реальных. Мы расскажем об опасностях, подстерегавших этих деятелей, - от В. И. Ленина до М. С. Горбачева.

Первым в этом списке, естественно, стоит незабвенный Владимир Ильич...

Кара заговорщикам - на фронт!

ПЕРВАЯ попытка покушения на Ленина произошла вскоре после взятия большевиками власти. 1 января 1918 года в половине восьмого вечера по автомобилю, в котором ехали вождь, М. И. Ульянова и швейцарский социал-демократ Фриц Платтен, были произведены выстрелы. Платтен, сидевший рядом с Лениным, успел пригнуть его голову рукой, но сам получил ранение.

Террористы скрылись с места происшествия. Поиски чекистов ни к чему не привели. Лишь спустя несколько лет находившийся в эмиграции князь И. Д. Шаховской заявил, что покушение организовал он и выделил на эти цели полмиллиона рублей.

Второй факт готовившегося убийства Ленина почти не отражен в исторической литературе. В середине января 1918 года на прием к управляющему делами Совнаркома Бонч-Бруевичу пришел некий солдат, представившийся георгиевским кавалером Спиридоновым, и заявил, что ему поручено выследить, а затем или захватить, или убить главу советской власти, за что ему обещано 20 тысяч рублей золотом. Допросивший солдата член Чрезвычайной комиссии Ворошилов узнал, что покушение готовил "Союз георгиевских кавалеров" Петрограда. В ночь на 22 января 1918 года чекисты нагрянули на квартиру по адресу Захарьевская улица, 14. Участников готовившегося теракта взяли с поличным: в квартире обнаружили винтовки, револьверы, ручные бомбы.

Любопытно, как советская власть покарала незадачливых террористов. Находясь в тюрьме, они узнали, что немцы возобновили наступление на Петроград, и, несмотря на тяжесть предъявленного обвинения, обратились с просьбой направить их на фронт. Бонч-Бруевич доложил Ленину, что заговорщики - члены "Союза георгиевских кавалеров" капитан А. Зинкевич, военврач М. Некрасов, бывший адъютант командующего Московским военным округом Г. Ушаков - хотят искупить свою вину в боях с кайзеровскими полчищами. Вождь наложил на записке Бонч-Бруевича резолюцию: "Дело прекратить. Освободить. Послать на фронт". Дальнейшая судьба несостоявшихся террористов неизвестна.

Фанни Каплан не стреляла?

30 АВГУСТА 1918 года эсеровская террористка Фанни Каплан двумя выстрелами, попав в шею и плечо, тяжело ранила Ленина, следствием чего стала наступившая в 1922 году полная потеря работоспособности. Такова официальная советская версия. Вроде бы ее подтверждает и протокол допроса Каплан, проводившегося руководителями ВЧК и cоветского правительства. Читаем:

"Петерс (заместитель Дзержинского): Стреляли в Ленина вы? Подтверждаете?

Каплан: Стреляла в Ленина я. Решилась на этот шаг в феврале. Эта мысль созрела в Симферополе. С тех пор готовилась..."

Вроде бы все ясно: призналась, что стреляла. Пыткам или иному давлению, кажется, не подвергалась, чего же сомневаться? Но почему тогда Генеральная прокуратура РФ уже в наши дни постановила возбудить производство в связи со вновь открывшимися обстоятельствами по уголовному делу N Н-200 (дело Каплан)? Оказывается, следствие в 1918 году было проведено поверхностно: судебно-медицинская и баллистическая экспертизы не назначались, свидетели не допрашивались, иные следственные действия, необходимые для объективного расследования, тоже не производились.

Исследователи подвергают сомнению версию, что стреляла Каплан. То, что она взяла вину на себя, по мнению искушенных в криминалистике, ничего не доказывает.

Покушение произошло около 11 часов вечера, а Каплан имела крайне плохое зрение. В темноте близорукость высокой степени обостряется, а "убийца" не имела при себе пенсне или очков. Как же она могла прицелиться?

Один из исследователей полагает, что Каплан в заговоре против Ленина участвовала, но ее роль сводилась к слежке и осведомлению исполнителя о времени и месте выступления Ленина на митинге, каковых в 1918 году в соответствии с заведенным ЦК РКП(б) распорядком в Москве было очень много - каждую пятницу руководители ехали на предприятия общаться с пролетариатом.

Но если стреляла не Каплан, то кто? Шофер Ленина Степан Гиль однозначно заявил следователям ВЧК: браунинг сжимала женская рука.

Чья же? Специалисты единодушны: скорее всего, это могла быть только Лидия Васильевна Коноплева, ближайшая сподвижница Г. И. Семенова - руководителя Центрального боевого отряда партии эсеров, созданного весной 1918 года.

"Умна, изобретательна..."

СУДЬБА этой женщины многие годы была тайной за семью печатями. Арестованная ВЧК после покушения на Ленина, она в тюрьме была завербована контрразведкой и стала работать по ее заданиям. В 1921 году по рекомендации Бухарина даже вступила в РКП(б)! В 1922 году выступила свидетелем на процессе по делу правых эсеров, раскрыв многие тайны бывших товарищей. Именно благодаря ей версия о причастности правых эсеров к покушению получила документальные подтверждения, потому что в материалах допроса Каплан (расстрелянной через четыре дня после теракта!) идет речь о заговоре другой радикальной партии - анархистов, к которым Фанни принадлежала в молодые годы.

В апреле 1937 года Коноплева была снова арестована и в июне расстреляна, а в 1960 году ее как жертву сталинского террора реабилитировали. Так что же говорит о ее авторстве роковых выстрелов?

В феврале 1918 года приобрела браунинг и упорно тренировалась (допрашивавшие Каплан чекисты даже не поинтересовались, а владела ли эта "бомбистка" стрелковым оружием?). За две недели до выстрелов в Ленина Коноплева в деталях обсуждала с Семеновым, руководителем Боевой организации правых эсеров, план теракта. Коноплева была, как характеризует ее историк, "умна, изобретательна, скрытна и жестока".

Случившееся 30 августа 1918 года ставит и другой вопрос: куда смотрела в тот день охрана Ленина? По словам его шофера Гиля, "охраны не было никакой". А ведь, выезжая на завод, Ленин знал: в Петрограде только что убит председатель Петроградской ЧК Урицкий! И ведь написал записку Дзержинскому, потребовав провести аресты подозрительных. Почему же никто не озаботился, чтобы возле вождя на митинге оказался хотя бы один телохранитель? Раньше это объясняли просто: дескать, Ленин был такой доступный, охранников никогда за собой не таскал.

Странная роль ВЧК

АВТОР книги "Грамматика ленинизма" Г. Нилов предлагает иное толкование: убийство Урицкого, как и покушение на Ленина... организовано ВЧК, искавшей поводы для развязывания в стране "красного террора". Версия спорная, но на вопрос о причинах небрежной охраны вождя отвечает. Нилов считает, что оба покушения санкционировал Ленин. Он якобы дал согласие имитировать покушения на себя и на Урицкого, чтобы усилить впечатление начавшейся вражеской атаки. Но он не может найти убедительный ответ на другой вопрос: как же получилось, что инсценировка покушения превратилась в реальность?

Не исключен и иной вариант: покушение организовало ВЧК с участием ближайшего окружения Ленина уже без его ведома. Дескать, раненый вождь устраивал его озабоченных переделом власти соратников. Убирающий с пути всесильного Троцкого, на которого он теперь будет грешить, что тайные убийцы подосланы им, "Иудушкой", как назвал Владимир Ильич Льва Давидовича в одной из статей.

При всей умозрительности этих предположений некоторые действия ВЧК действительно говорят не в его пользу, например характер дальнейших взаимоотношений все с тем же Семеновым. Казалось бы, арестованного одновременно с Коноплевой организатора покушений на Ленина, Троцкого, Володарского и Урицкого должна была ждать суровая кара. Ан нет, вместо расстрела он выпущен на свободу и в 1920 году, будучи агентом ВЧК и членом РКП(б), забрасывается в Польшу.

Свести счеты... в Мавзолее

ЛЕНИНА не оставили в покое и после смерти. Первое покушение на тело вождя датируется 19 марта 1934 года. По поводу этого случая начальник Оперативного управления ОГПУ Паукер написал докладную записку секретарю Сталина Поскребышеву. Он писал, что неизвестный, поравнявшись с саркофагом, пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Однако спустить курок он не успел - проявили бдительность и охрана, и публика. Сообразив, что замысел осуществить не удастся, неизвестный выстрелил в себя. При нем нашли документы на имя Митрофана Михайловича Никитина, ответственного агента совхоза "Прогресс" Куркинского района Московской области, а также письма "контрреволюционного содержания". Обращаясь к секретарю Пролетарского райкома ВКП(б) Кулькову, злоумышленник, как можно понять из рапорта чекиста, заявлял, что потрясен происходящим в стране, которая "катится в бездну". Виновником всех бед он называл Ленина, что, очевидно, и подвигло его на самоубийственный способ свести счеты с "вечно живым".

Второй случай зафиксирован 20 марта 1959 года. Неизвестный (ни имени, ни фамилии его не сохранилось), проходя вдоль саркофага, выхватил из-под одежды молоток и ударил по стеклу усыпальницы. Удар оно выдержало, не рассыпалось, хотя треснуло. Задержанного поместили в психиатрическую лечебницу, и никто больше о нем не слышал.

Эксперимент со стеклом саркофага 14 июля 1960 года повторил некий К. Н. Минибаев. Внезапно запрыгнув на барьер, ограждающий саркофаг, он испытал его стекло на прочность ударом ноги. Осколки буквально усеяли лицо и кисти рук покойного.

Два с половиной месяца после этого Мавзолей был закрыт. Специалисты, поддерживавшие внешность Ленина, скрупулезно обрабатывали поверхность его кожи, оказавшейся в порезах... Ленинский саркофаг стал иным: тело вождя отныне защищал особый прозрачный пуленепробиваемый материал.

Очередной ненавистник решил уничтожить тело вождя еще более жестоким способом. 1 сентября 1973 года Мавзолей потряс взрыв. Саркофаг благодаря защитному "панцирю" остался неповрежденным, но для посетителей теракт имел трагические последствия. Погибла супружеская пара из Астрахани, получили тяжелые ранения четверо школьников - ведь был первый день нового учебного года и московские школы начинали приобщение к знаниям с паломничества к вождю... Тяжелые контузии получили бойцы охраны.

Комендант Кремля генерал С. С. Шорников докладывал председателю КГБ Андропову, что террориста охранники приняли за школьного учителя, сопровождавшего свой класс на экскурсию. Поравнявшись с саркофагом, он успел соединить провода взрывного устройства. Взрывчатка была спрятана под одеждой. Осталась от террориста часть головы да рука. По обрывкам документов следствие установило, что они принадлежали гражданину, "мотавшему" срок, но умершему своей смертью. Из этого следовало, что оставшийся неизвестным маньяк документы или похитил, или приобрел...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно