Примерное время чтения: 3 минуты
193

В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Сталин дал приказ...

КОГДА в 1960 г. я работала в составе комиссии Политбюро ЦК КПСС по расследованию судебных процессов 30-х годов, мне пришлось изучать партийные архивы, беседовать со многими людьми. В частности, П. Богоявленский, главный помощник возглавлявшего комиссию Политбюро Н. Шверника, сообщил мне следующее.

Все пленные польские офицеры, находившиеся в Катыни, еще до войны с немцами были расстреляны по указанию Сталина. Когда немцы захватили Катынь, это преступление было раскрыто, но Советское правительство приписало его немцам.

После того как Смоленская область была от немцев освобождена, был составлен план, ставивший своей целью доказать, что преступление в Катыни - дело рук гитлеровцев.

Тогда же была создана комиссия под председательством Шверника, в то время Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, в которую включили митрополита, ученых, писателей для освидетельствования преступления в Катыни. Но прежде чем комиссия выехала в Катынь, туда была послана группа сотрудников Лубянки. Они выкопали трупы, погрузили их в ящики и привезли в Москву в Институт судебной медицины. Там из них были извлечены пули советского производства и вместо них заложены немецкие, а в карманы вложены немецкие газеты и деньги. Потом трупы отвезли обратно, закопали и поставили на них вешки.

Комиссия во главе со Шверником и Богоявленским в это время прибыла в Катынь, опять были раскопаны трупы и установлено, что расстрел произведен немцами, потому что пули - немецкие, газеты и деньги - тоже. Об этом был составлен и обнародован акт, под которым подписались все именитые члены комиссии.

Когда П. Богоявленский рассказывал мне об этой "операции", он говорил, как ловко удалось Лубянке провести общественность и вообще весь мир. Между тем, думаю, что еще живы некоторые сотрудники НКВД, принимавшие участие в этой акции, а также сотрудники Института судебной медицины.

В заключение хочу добавить следующее. Чтобы дележ Польши, согласно пакту с Германией, прошел гладко, без инцидентов, а Польская компартия не восстала бы против вторжения советских войск на территорию Польши, Сталин настоял на том, чтобы она была объявлена партией провокаторов и шпионов. Еще раньше все члены Центрального комитета Компартии Польши во главе с Ленским - Лещинским были вызваны в Москву под предлогом совещания, схвачены уже на аэродроме и расстреляны без суда и следствия.

Вместе с Польской компартией были объявлены вне закона входившие в нее как секции и также работавшие в подполье компартии Западной Белоруссии и Западной Украины.

В начале 60-х гг. я ездила в командировку в Минск, чтобы провести расследование об уничтожении в 1937 г. белорусского партактива, и беседовала с бывшим секретарем ЦК комсомола Западной Белоруссии Н. Ореховой. Он рассказал мне, что уцелел только потому, что во время репрессий сидел в польской тюрьме, а его беременная жена была арестована и расстреляна вскоре после родов. Я не знаю, жив ли сейчас Н. Орехва, но в свое время им были написаны записки о репрессиях 1937 г. в Западной Белоруссии, которые, наверное, можно было бы найти и опубликовать.

Со слов О. ШАТУНОВСКОЙ, члена КПСС с 1918 г., записал Н. Старков, общество "Мемориал".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно