200 дней своего существования отметит правоцентристское правительство Венгрии. Побывавшие недавно в Будапеште корреспонденты "АиФ" рассказывают, что же происходит в этой стране, многие годы считавшейся "витриной социализма".
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Что-что, а витрины на элегантных столичных улицах впечатляют в еще большей степени, чем прежде. Забитые отечественными и импортными товарами, они способны привлечь даже западного туриста, а уж советского... Явно увеличилось за последние годы число комфортных коттеджей на склонах Будайских гор и западных и японских автомашин на улицах. Появилось и другое: у супермаркета на площади Баттяни два вполне прилично одетых старичка копались в мусорном баке, отбирая более или менее съедобные овощи среди отбросов.
Еще весной, во время выборов, положивших конец более чем 40-летнему правлению коммунистов, среди значительной части венгров царила эйфория. Ждали чуда: проголосуем за оппозицию - и проснемся богатыми и счастливыми. Хватило нескольких месяцев, чтобы иллюзии ушли. Переходный период (а он не обещает быть коротким) обнажил серьезнейшие диспропорции в экономике и социальной сфере, глубокие политические противоречия между различными классами и слоями общества.
Результатом недовольства и стал приход в мае к власти нынешнего коалиционного правительства, возглавляемого лидером Венгерского демократического форума Й. Анталлом (в состав кабинета входят также представители партии мелких хозяев и христианских демократов). В своих предвыборных программах они обещали покончить с прошлым, взять курс на развитие парламентской демократии, решительный переход к рынку, приватизацию экономики.
Что же удалось сделать за прошедшие месяцы? За ответом мы обратились к представителю правительства по вопросам печати Балажу ЛАСЛО.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
- Все одновременно свалилось на экономику страны, мучительно меняющей свой политический строй.
Советский Союз не в состоянии поставить обещанное по соглашениям количество нефти, и ее приходится доставать на мировом рынке за доллары в момент, когда цены подскочили до рекордного уровня. Во-вторых, это лето в Венгрии было самым засушливым в текущем столетии. Если мы не хотим потерять значительную часть поголовья скота, надо закупить на Западе огромное количество кормов, что обойдется в миллиард долларов.
Огромные потери вызвал отказ СССР и ГДР - по разным, конечно, причинам - от многих запланированных венгерских поставок. Предприятия, значительная часть продукции которых многие годы шла в эти страны, не могут перестроиться в один день, и мы недобрали существенную экспортную прибыль. К тому же с будущего года Венгрия переходит с крупнейшими восточноевропейскими партнерами на расчеты в валюте, и только в отношениях с СССР дефицит составит примерно миллиард долларов в год.
В то же время правительство пытается действовать не путем шокотерапии, как в Польше, а осуществить относительно мягкий переход к рынку. Либеральная, уже включающая в себя рыночные элементы венгерская экономика имеет такие резервы, что нет нужды в потрясении. Но постигшие страну удары порождают угрозу, что перемены не будут столь простыми.
В первые 3 - 5 лет правительство планирует снизить нынешнюю долю госсектора с 90 до 30 - 35%. Это преобразование огромных масштабов, особенно учитывая, что здесь нет зажиточного среднего слоя, как на Западе, а значит, нет и крупных свободных денежных средств. Поэтому ключ к преобразованию венгерской экономики лежит в привлечении иностранного капитала.
Политическая ситуация характеризуется одновременно определенной стабильностью и напряженностью. Слишком огромны и нереальны были ожидания избирателей. Многие хотели бы, чтобы за несколько дней произошли ощутимые перемены в уровне жизни людей. Увы, приходится считаться с этим реальным источником политического недовольства.
- Но все-таки каких-то перемен к лучшему удалось добиться?
- Удалось, но в основном там, где это непосредственно не скажется на уровне жизни людей, но может удовлетворить чувство справедливости, сгладить старые обиды. За 40 лет примерно 10% населения побывало в тюрьмах, концлагерях или стало спецпереселенцами. Не говоря о тех, у кого отобрали землю, дом.
Сегодня отменяются повышенные пенсии, прибавки к пенсиям, установленные по политическим соображениям. Однако нельзя бороться с беззаконием незаконными средствами, особенно если Венгрия хочет быть правовым государством. Например, здешняя номенклатура, как и в СССР, имела большие и роскошные квартиры. Когда же правительство Й. Анталла пришло к власти, то те его члены, кто приехал с периферии, несколько месяцев не могли получить служебные апартаменты. Все прежние за несколько месяцев до смены власти были проданы за символическую плату тогдашним хозяевам. И не находится пока законной зацепки; купили - значит, их собственность.
И наконец, многим хотелось бы, чтобы все виновники нынешнего экономического и политического кризиса страны были привлечены к ответственности. Но конкретного пути для этого пока не найдено: нет соответствующего уголовного параграфа. Зато известно, как избежать повторения: парламент обязал всех руководителей заявлять о своем имущественном положении при вступлении в должность и при уходе с нее.
Какими бы хотело видеть сегодняшнее венгерское правительство будущие отношения с Советским Союзом?
- Корректными и добрососедскими. Венгрия не заинтересована в уходе с советского рынка. Ведь, государство, которое сегодня называют СССР, останется в любых условиях нашим крупнейшим соседом. Хотя мы, здесь хорошо осведомлены о трудностях советской экономики, все же надеемся, что с переходом на расчеты в валюте, на прямые связи с республиками, предприятиями, отношения вновь начнут развиваться и обретут прочную, надежную основу.