ЕСЛИ УЖ ПРИШЛОСЬ Церкви "судиться в мирских судах" и вы приглашаете священников принять в этом участие ("АиФ" N 36 и N 40), то наш долг - засвидетельствовать прежде всего, что действительно мало кто из священников избежал посягательств со стороны КГБ. Поневоле задумается неискушенный человек, стоит ли идти в такую церковь, где каждый второй священник, как утверждает о. Г. Эдельштейн, запятнал иудиным грехом? Где все так же, как в мире, только хуже еще: не поймешь, где правда, а где - предательство?
Я понимаю тех священников, которые считают ниже своего достоинства в этом оправдываться, и пишу единственно из опасения, как бы наше молчание не было воспринято кем-то как знак согласия.
Если говорить о священниках - об архиереях пусть скажут сами архиереи, - то в процентном отношении, на мой взгляд, это может быть не более чем 1 к 10. То есть примерно так же, как это было с самого начала вокруг Христа. Не могу настаивать на том, что эта пропорция абсолютно точна, но совершенно уверен в одном: большинство священства в этом грехе неповинно.
В Церкви я после крещения - 25 лет (крестился взрослым, в 25 лет) и в течение 10 лет был активным прихожанином и чтецом, 15 лет служу священником. За это время я, естественно, мог наблюдать церковную жизнь со всех сторон. Из близко знакомых мне примерно 20 священников - почти ко всем из них приступали с "предложениями" - ни один не поддался. Среди моих духовных чад - четырнадцать стали священниками: одних из них пытались "вербовать", но ничего не добились, к другим - тем, которые приняли сан в последние три года, уже и не приставали.
ЧТО КАСАЕТСЯ моих личных отношений с КГБ, то они не прекращались, можно сказать, с юности и до недавнего времени. Но в отличие от о. Г. Эдельштейна "всякие попытки регулярных встреч", будь то "сотрудники" или распоясавшиеся уполномоченные, мною с самого начала пресекались. За отказ "пойти на контакт" в 1960 г. меня исключили со второго курса факультета журналистики Уральского университета. В 1967 г. после окончания иняза не пустили техническим переводчиком в арабскую страну, пытаясь соблазнить "творческой работой" в Англии и Франции, в 1982 г. - не дали преподавать в аспирантуре Московской духовной академии. Из происшедшего со мной я, разумеется, не сделал вывода, что все или половина тех, кто учится в университете, едет переводчиком в Алжир или преподает в Духовной академии, - сотрудничают с КГБ. Во ограждение Церкви от клеветы прошу КГБ дать цифровую информацию на эту тему.
Враги Церкви всегда силились не только стереть ее с лица земли, но и разрушить изнутри, точно так же, как теперь стараются различными способами смешать ее с грязью.
С уважением, настоятель Свято-Никольского храма в Пыжах протоиерей Александр ШАРГУНОВ