Примерное время чтения: 3 минуты
100

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Тянутся руки к ядерной кнопке

В КОНЦЕ декабря ушедшего года в разных концах мира произошли два события, внешне никак не связанные друг с другом: в столице Казахстана с краткосрочным визитом побывал лидер Организации Освобождения Палестины Ясир Арафат, а в Алжире входе первого тура выборов убедительную победу одержала партия исламских фундаменталистов.

Известно, что Алжир уже довольно давно и не без успеха занимается разработкой своей ядерной программы, в осуществлении которой он опирается на соглашение с Китаем, заключенное в 1972 г. Напомним, кстати, что Китай так и не подписал Соглашения о нераспространении ядерного оружия. По некоторым сведениям, алжирцы обмениваются также ядерной информацией с Ираком. Эксперты ООН, инспектировавшие иракские ядерные установки после провала агрессии Ирака против Кувейта, заявили, что часть накопленного Ираком урана, годного для производства атомной бомбы, исчезла. Через некоторое время этот уран всплыл... в Алжире. По страницам западной прессы промелькнуло сообщение о том, что группа иракских физиков- ядерщиков тоже оказалась в Алжире. Возможно, что сведения следует рассматривать как нормальную кооперацию усилий двух стран в сфере мирной ядерной энергетики. Но по меньшей мере два соображения настораживают: известный ныне всему миру характер иракского режима и победа на выборах в Алжире мусульманских фундаменталистов.

То, что ООП имеет весьма "теплые" связи с режимом Саддама Хусейна, - общеизвестно. Но не следует забывать, что такие же связи она имеет и с Алжиром, руководители которого оказались в плену настроений "арабской улицы", ликовавшей осенью 1990 г. в приступе "саддамомании". При этом ООП никогда не упускала из виду, что Алжир - одна из самых мощных в экономическом и военном плане арабских стран, которая имеет к тому же два действующих ядерных реактора. Есть сведения, что еще один реактор находится в стадии строительства. Контакты с Алжиром стали особенно важными для руководства ООП после того, как оно оказалось в глубокой политической изоляции после провала иракской авантюры.

И вот в этих условиях Я. Арафат пролетом из Китая (!) оказывается в Казахстане. Вполне естественно, возникают вопросы: а почему именно в Казахстане, а не, скажем, в Узбекистане? Не потому ли, что ныне Казахстан стал одним из обладателей части ядерного "наследства" бывшего СССР? Интересно, каким образом "неоднозначная" фигура Арафата возникла в Алма-Ате? Кто направил приглашение? Или МИД Казахстана решил начать установление дипломатических отношений не с суверенных государств, а именно с ООП? Любопытно было бы получить из Алма-Аты ответы на эти вопросы.

В. ИСАЕВ, зав. сектором Института востоковедения

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно