Примерное время чтения: 6 минут
3136

В НКАО погибло 16 солдат, 2 прапорщика, 14 офицеров и 1 генерал внутренних войск России. Военные в Карабахе - посредники или заложники

За 4 года конфликта через карабахскую мясорубку прошло более 130 тыс. солдат и офицеров внутренних войск. На сегодня эти подразделения, долгое время сдерживавшие противоборствующие стороны, из зоны конфликта ушли. Генерал-майор А. ЗАЙЦЕВ, руководивший выводом группировки ВВ МВД России из НКАО, отвечает на вопросы военного журналиста С. БОГДАНОВА.

- Какое количество войск находилось в Нагорном Карабахе?

- В различное время численность группировки в районе чрезвычайного положения менялась от 10 до 4 тысяч. В первый период смена направленных туда подразделений осуществлялась через полгода, затем - через три месяца.

- Как менялось отношение двух враждующих сторон к военным?

- Реальной властью после введения чрезвычайного положения в НКАО обладали не мы, а оргкомитет, созданный сначала правительством Союза, а затем Азербайджана.

Позицию азербайджанской стороны по отношению к ВВ МВД страны можно условно разделить на три этапа. Сначала наши солдаты обеспечивали изоляцию двух общин на границе между республиками, селами, иногда и улицами. После первой крупной "проверки паспортного режима", проведенной оргкомитетом исключительно в армянских деревнях, во время которой нам пришлось действовать против полуторатысячной группировки ОМОНа МВД Азербайджана, стало ясно, что внутренние войска не отойдут от закона ни на шаг, и творимому омоновцами мародерству будет поставлен жесткий заслон. Тогда к акциям по насильственному выселению армян была привлечена 23-я мотострелковая дивизия МО СССР, на 80% укомплектованная азербайджанцами. После этого ситуация в корне изменилась: азербайджанское руководство прибегло к другой тактике. Перед началом депортации в заданном районе отменялось чрезвычайное положение. Мы были вынуждены выводить свои части, после чего азербайджанской стороной проводились "спецоперации", о которых нас даже не информировали.

- Когда и кем было принято решение о выводе войск из НКАО?

- Нас к этому подтолкнули августовские события, хотя вопрос рассматривался и раньше. После путча Азербайджанская Республика стремительно обрела независимость, и наши войска лишились юридической основы пребывания на территории НКАО. Осенью окончательно стало ясно, что ни один пункт принятого при посредничестве России и Казахстана коммюнике не выполняется и ждать стабилизации обстановки наивно. Солдаты были измотаны непрекращающимися столкновениями с обеими сторонами, - у нас там не было союзников Кроме того, многие запланированные для откомандирования части, перешли под юрисдикцию республик, и менять находившихся в Карабахе было просто некем.

Вылетавший в Нагорный Карабах командующий принял решение о выводе. Мы подготовили свои предложения министру и определили сроки.

- Прогнозировались ли вами последствия вывода?

- Как мы и предполагали, обе стороны "закусили удила". Азербайджанское правительство пытается установить контроль над областью с помощью своих вооруженных формирований, которым противостоят многочисленные и хорошо управляемые отряды армянских федаинов.

Для нас самым главным было спасти 19-летних ростовских, нижегородских и новосибирских солдат, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть этой войны. Закавказье принесло матерям и без того много горя: мы потеряли там убитыми 16 солдат и сержантов, 2 прапорщиков, 14 офицеров и 1 генерала. Кому-то нужно было это прекратить.

- Говорят, из Карабаха было выходить труднее, чем из Афганистана?

- Мы ушли оттуда внезапно несколькими колоннами за два дня. Местное население, пытаясь остановить машины, вместе с детьми ложились под колеса. Несколько раз нас обстреливали. К счастью, вывод прошел без потерь.

Около пяти дней мы не могли улететь из аэропорта в Гяндже. Он был блокирован Народным фронтом Азербайджана, руководство которого пыталось "приватизировать" не только боевую технику оперативных частей, но и наших солдат.

- Несколько офицеров войск заочно приговорены боевиками к смерти, за их головы назначены награды. Способно ли командование обеспечить их защиту?

- Мы столкнулись с этим, уже есть погибшие в результате покушения. До сих пор не осуждены армянские террористы, убившие в Ростове полковника Блахотина. В случае реальной угрозы мы будем принимать все меры для обеспечения безопасности каждого офицера, прапорщика и их семей.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, российские внутренние войска из Нагорного Карабаха выведены. Матери 19-летних парней из Новосибирска, Ростова и Нижнего Новгорода могут спать спокойно. Однако точно такие же парни до сих пор служат в зоне конфликта в составе частей бывшей Советской Армии, находящихся теперь под юрисдикцией по сути воюющих сторон. До сих пор их статус и судьбы не ясны. Об их положении там можно судить по выдержкам из письма военнослужащего, которое принесли в редакцию его товарищи.

"Здравствуй, дорогой Максим!

Пишу из Степанакерта. Наш полк остался один в городе, да и во всей округе. Нас осталось человек 200 - 300. Остальные кто уволился, кто сбежал. Здесь полная блокада, больше месяца нет ни газа, ни воды. Спим все время в одежде, "броник" - под кроватью, автомат - в головах. Если не стреляют, значит, жди ракетного или артиллерийского обстрела. Когда вернусь, можно будет смело ложиться в психушку. Страха перед смертью уже не осталось. Слишком много видел крови, похоронил много друзей и знакомых. Офицерские семьи вывезены, каждый день кто-то ездит на войну. Хорошо, что полк сейчас стали снабжать с помощью вертолетов. Они садятся прямо к нам на плац. Когда уволят, даже не знаю, как отсюда выбраться. Азеры за пределы Степанакерта нас не выпустят. Все, кто выезжает, либо "продают" наш полк, либо попадают в заложники. Здесь только и думаешь, где бы напиться, чтобы не сойти с ума. Весь забор вокруг полка заминирован, так что вооружены мы до зубов, и нас без боя не разоружат. Когда вернусь, на что очень надеюсь, вместе посмеемся над всем этим, а пока не до смеха.

А как вы там? Смотришь телевизор и думаешь, чем они там питаются? Или вы так же, как и мы, всех собак уже съели? Прикинь, всех собак в полку съели! Я серьезно! Довольно вкусно... Если будешь писать, вот тебе мой адрес: Азербайджан, г. Гянджа-5, в/ч 18920-"Ж" "Л". Дальше мне перешлют в Степанакерт".

К этому следует добавить, что 4-я и 7-я армии ЗакВО, находящиеся в данный момент под юрисдикцией соответственно Азербайджана и Армении, боевые действия друг против друга начали еще задолго до того, как их "приватизировали" новообразованные независимые государства, когда они еще подчинялись единому Министерству обороны СССР. Так кем же являются в Закавказье российские солдаты - посредниками в урегулировании конфликта или его заложниками?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно