Предлагаем вниманию читателей отрывок из статьи "Деньги КПСС: члены бывшего Политбюро вопросов следствия не понимают". опубликованной в газете "Известия", N 83, 7 апреля 1992 г.
ТРУДНО было предположить даже год-полтора назад, что членам и кандидатам в члены бывшего Политбюро, высшим руководителям Союза предстоят долгие и малоприятные беседы в казенном доме. А уж тем более, что отвечать на вопросы им придется: не генералу с громкой фамилией, а подполковнику милиции из провинциальной Рязани.
Начальник контрольно-методического отделения областного УВД Владимир Карасев в следственной группе с пятого октября. Дома сорокалетний следователь оставил жену с двумя детьми, а в Москве, спасаясь от растущих цен, кочует из гостиницы в гостиницу. Из тех же соображений экономии столовые ему приходится выбирать подешевле, а завтракать прямо в служебном кабинете, в котором он потом принимает тех, кто еще недавно бесконтрольно правил огромной страной.
Впрочем, по мнению сотрудников прокуратуры, в этих пожилых людях, изнуренных в большинстве своем болезнями, от былого величия не осталось и следа. Нет уже ни прежнего высокомерия, ни сановности. Обычные пенсионеры, многие из которых держатся с нарочитой простотой и несколько озадачены непривычностью ситуации. Вот список тех, кто уже прошел через допрос: Виктор Гришин, Михаил Соломенцев, Виталий Воротников, Николай Слюньков, Григорий Романов, Лев Зайков, Виктор Никонов, Егор Лигачев. Юрий Маслюков, Вадим Медведев, Николай Рыжков. Вроде не так давно сошли со сцены, а воспринимаются сегодня как действующие лица другой эпохи...
Вопросы, которые им задают, пока связаны лишь с финансированием зарубежных партий и движений. Ответы и протоколы бесед тайна следствия, но реакция бывших партийных функционеров на допросы секрета не представляет.
Наиболее болезненно пережил происходящее первый секретарь МГК КПСС. член Политбюро ЦК КПСС Виктор Гришин. Бывший хозяин Москвы, уязвленный новизной ситуации, заявил: прокуратура на ведение дела против коммунистической партии не имеет права. Правда, на все вопросы следователя Гришин ответил, зато отказался знакомиться с протоколом и что-либо подписывать.
В отличие от него остальные члены и кандидаты в члены Политбюро ведут себя на допросах лояльно и по крайней мере внешне все происходящее с ними воспринимают как само собой разумеющееся. А на вопросы отвечают довольно однообразно: мол, ведать не ведаем, что на помощь зарубежным "друзьям" деньги шли не из партийного, а государственного кармана. Подписывали бумаги, подготовленные другими, особенно не вдаваясь в их суть. То, что, помимо этого, они благословляли еще самую вульгарную контрабанду - незаконный перевоз этих сумм через границу, - до бывших руководителей СССР не доходит и сегодня.
Эмоциональней всех оказалась реакция Егора Лигачева, сказавшего, что он не знает, откуда шли средства на мировую коммунистическую идею, но "если они и в самом деле отнимались у советских народных масс, то виновные обязательно должны понести наказание по всей строгости закона...".
Небольшая заминка вышла с личной охраной Рыжкова. Крепким парням пришлось объяснять, что допросы ведут наедине. Долго не понимали, пришлось объяснить на доступном им языке.
Вообще же допросы показали: те, кто постарше, адресуют следователей к уже покойным Суслову, Брежневу, Черненко. Андропову, а те, кто помоложе, - к Горбачеву и Яковлеву.
Ну а допросы тех бывших руководителей партии, кто сегодня еще чего-то значит, начались на этой неделе. Вот новый список: Чебриков, Тихонов, Крючков, Шеварднадзе, Яковлев, Горбачев.
Чебриков пока находится в довольно тяжелом состоянии в больнице. С Крючковым особенно не торопятся, поскольку бывший шеф КГБ сидит в Матросской тишине и проблем с вызовом его на собеседование не предвидится. Тем более таких, какие возникли сегодня с Эдуардом Шеварднадзе, который не только проживает в суверенном государстве, но и является одним из его руководителей. Правового до говора между Россией и Грузией нет, и как допрашивать бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, бывшего министра иностранных дел СССР, Генеральной прокуратуре РФ совершенно непонятно.
Обычно недавних руководителей КПСС и СССР на встречи в Прокуратуру России приглашают по телефону. Михаилу Горбачеву заранее прислали письмо с просьбой в начале апреля так спланировать свои дела, чтобы осталось время для встречи с представителем следственной группы. В прокуратуре готовы встретиться с М. Горбачевым в любое удобное для него время. Только одно условие выставили - беседа должна идти с глазу на глаз и в следственном кабинете. Присутствие руководителей Генеральной прокуратуры России при этом не предполагается.
Время допроса бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева уже согласовано сторонами, а пока держится в секрете.