Гражданин не имеет собственности. Он по-прежнему зависит от того, сколько ему платит государство. Гражданин видит, что после либерализации цен продукты появились на полках магазинов или у уличных торговцев. Это радует, значит, в стране что-то есть. Но гражданин не видит, где и как заработать деньги, с которыми можно подойти к новым ценам. Поэтому работник идет с требованиями к тому, кто платит ему зарплату - к российскому государству.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ответ на забастовки - форсированная приватизация. Хозяин не бастует.
Анализ приводит к выводу, что необходимо немедленно принять указы Президента о новых схемах приватизации. Сохранив генеральные идеи российского законодательства о бесплатном праве каждого на свою долю наследства госсобственности и о конкурсно-аукционной схеме появления предпринимателей, надо ввести новые, реалистические механизмы воплощения этих идей.
Представляется, что новый механизм должен базироваться на трех "китах".
ПЕРВЫЙ "КИТ" - ДЕЛИМ НАСЛЕДСТВО СОЦИАЛИЗМА
Система дележа общего котла приватизируемой государственной собственности и приватизируемой земли между всеми гражданами России.
Этот дележ надо произвести немедленно. С учетом стажа и уровня зарплаты определяется масштаб претензий гражданина на собственность. Далее определяется базисная стоимость общего фонда приватизируемого имущества и размер общего фонда приватизируемой земли. И затем определяется сумма "наследства", которая причитается каждому.
Далее надо создать два банка: земельный и имущественный. Гражданин может не брать своей доли и оставить ее на своем счету в банке. Эта сумма будет приносить гражданину ежегодную ренту, например, в 10% 1с базовой сумме, с ежегодной корректировкой этой суммы в соответствии с ростом индекса цен. Если мне положено 100 тыс. руб. фондов и на них я должен получить 10 тыс. руб., а за год цены выросли в 5 раз, то выплата должна составить 50 тыс. руб.
А откуда государство найдет деньги, чтобы оплачивать рантье? Для этого оно должно обложить налогом все организации, которые используют государственную собственность.
Те граждане, которые заведут в имущественном или земельном банке такого рода счета, становятся собственниками - рантье. Таким рантье может стать и пенсионер, и офицер, и те члены трудовых коллективов предприятия, которые не желают связывать полученное от социализма собственное наследство со своим предприятием. Все они, став собственниками и получив устойчивый доход, получают устойчивую перспективу жизни в новом обществе, жизни в условиях рынка.
Другой вариант использования своего наследства - получить на руки облигации, равные начисленной сумме. Возвратить их в банки имуществ и земли уже будет нельзя. Это своего рода выход собственника в активную жизнь.
Эти облигации можно истратить, участвуя в приватизации своего или чужого предприятия. Эти облигации можно будет продать любому желающему на специальной бирже и получить деньги на руки. Эти облигации можно хранить дома - как богатство. Может быть, их начнут принимать под проценты частные банки.
ВТОРОЙ "КИТ"- ПОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНОГО ХОЗЯИНА
Имущество предприятий и земля оцениваются по тем ценам, которые использовались и при выпуске облигаций. Приватизация состоит в том, чтобы будущий хозяин оплатил приватизируемую стоимость облигациями.
Если стоимость приватизируемого объекта ниже суммы облигаций, которыми официально владеют члены трудового коллектива, приватизация идет сразу. Если этих облигаций не хватает и объект стоит больше, то избыточная часть стоимости объекта идет на аукцион. Но оплата на аукционе будет опять-таки только облигациями. Любой владелец денег может купить недостающие ему облигации на бирже. Если облигаций на бирже не хватает, их могут продать бирже те банки земли и имущества, которые хранят вклады рантье.
Облигации, полученные государством в оплату приватизации, уничтожаются, и операция разгосударствления на этом заканчивается. Хозяин облигаций или получил за них деньги, или приобрел на них собственность. Государство вернуло собственность гражданам.
Если нет желающих приобрести избыточную часть стоимости приватизируемого предприятия (сверх того, что приобрел трудовой коллектив), то эта часть остается в руках государства.
Убыточное предприятие трудовой коллектив при предлагаемом механизме выкупать не обязан - ведь можно не брать свои облигации из банка. Тогда оно продается на аукционе за меньшую сумму облигаций, чем стоит.
Почему нужно все операции по приватизации вести с помощью облигаций, почему нельзя прямо платить деньги? Да потому, что сумма облигаций - это сумма прав собственников, и включение в этот процесс обычных денег может нарушить всю систему дележа собственности.
Предлагаемый механизм решает две проблемы: преимущественное право на приватизацию имеют трудовые коллективы и в приватизацию могут включаться все денежные накопления.
ТРЕТИЙ "КИТ" - ПРОСТО И БЫСТРО
Выбирая между "быстрее" и "лучше", приходится останавливаться на "быстрее". Важна проблема простоты, если хотите, примитивности схемы приватизации.
Приватизацию должна вести исполнительная власть. Функции органов Советов - контроль и борьба со злоупотреблениями. А то ведь депутата, занятого приватизацией, к ответственности за злоупотребления даже привлечь нельзя: неприкосновенен. Депутат неприкосновенен как законодатель - это логично. Но если он делит живую собственность и при этом неприкосновенен - то это уже какое-то издевательство над идеей неприкосновенности.
Итак, есть возможность принять новую схему. На вопрос, где моя доля земли и моя доля собственности, гражданин сразу же получит ответ: в банке имущества и в банке земли. Или получит ренту, или возьмет облигации. А приватизация конкретной собственности - подмосковной земли, заводов, магазинов, больниц - будет идти отдельно. С привлечением трудовых коллективов в пределах причитающейся им доли и с аукционами остальной части земли и собственности с оплатой облигациями.
Г. ПОПОВ, председатель Российского Движения демократических реформ.
-------
Полностью статья опубликована в "Известиях".