А. МИШИН - в недалеком прошлом известный фигурист, сейчас тренирует своих подопечных на главной питерской ледовой площадке - в "Юбилейном".
- Алексей Николаевич, правда ли, что "ленинградская школа" фигурного катания - самая сильная в стране?
- Фигурное катание Питера стояло и стоит особняком. Хотя у нас статус провинциального города, в нашем виде спорта мы - столица. Конечно, Роднина и Зайцев сильны, гениальны, но ленинградские чемпионы формировались на творениях Монферрана и Растрелли; у нас аккумулировалась культура Европы.
- А жили-то как? Легче?
- Нет, назад в коммунизм не хочу. В свое время, получив олимпийскую форму, я пошел поклониться Неизвестному солдату, а вот к трупу Ленина гвоздики не отнес. Вскоре мне шепнули: в Инсбрук не едешь!
- Когда больше платили за титул?
- Сейчас, конечно, в валюте платят несоизмеримо больше (по нашим меркам): 3 тыс. долл. за олимпийское золото (французы получают 50 тыс.). А тогда были привилегии: государство благодарило своих героев криминально, ворованным.
Жаль, что теперь заниматься фигурным катанием может позволить себе только элита (за час льда в "Юбилейном" - 4 тыс. руб., костюм мастера - 30 тыс.), а мы стремились сделать наш вид спорта компонентом развития здоровья нации.
- Я слышал, что многие партийные вожди любили фигурное катание.
- Но не всегда любили тех, кто его делает. Им импонировало, что мы "впереди планеты всей". Это был один из примеров популяризации советской системы. Некоторые даже слали поздравительные телеграммы. Известен случай, когда Роднина несколько часов ждала на Медео поцелуя Брежнева. Ей сказали: приедет - жди!
- Кто-то мучался здесь, кто-то эмигрировал, как, например, Л. Белоусова и О. Протопопов. Как сложились ваши отношения после их отъезда? Ведь в 1969 г. вы в паре с Т. Москвиной прервали их триумфальное шествие - взяли первое место на чемпионате СССР?
- Тогда я сказал: "Мы победили, но не превзошли вас!" Они - эпоха в мировом фигурном катании. Я встречался с Протопоповым за рубежом еще тогда, когда нельзя было. Олег и Людмила катались в балете на льду, скопили кое-какие деньги. Сейчас ему 60, катается, конечно, не так, как раньше. Участвует в показательных выступлениях. Ностальгии уже нет, но художественное, "питерское" видение мира осталось.