ОЧЕНЬ долго выкарабкивался я из темного, изнурительного, до бесконечности длинного и не похожего ни на что человеческого состояния. Три года безысходности, постоянных, ни на секунду не прекращающихся болей в теле, в суставах, в душе. Бессилие перед болезнью вызвало полную апатию и безразличие ко всему. Сначала я завидовал безногим, потом стал завидовать мертвым.
А началось все с безобидной пустяковины: заболел и опух большой палец правой ноги. Через две недели опухла уже вся ступня. В травмопункте, посмотрев на мою крепкую фигуру, сказали, что все это - мелочи. Но через месяц уже невозможно было ступить на ногу. Начались визиты к врачу, обошел их великое множество, официальных и неофициальных, народных целителей и просто шарлатанов от медицины, Одни говорили, что я не по возрасту здоров, другие - что надо мне готовиться к смерти, третьи - что болен я неизлечимо. Меня пичкали уколами и разными таблетками, от которых постоянно хотелось спать и не хотелось думать.
Из Московского городского артрологического центра меня выписали с диагнозом: "болезнь Бехтерева". Стал жить на таблетках, на работу добирался с палочкой - туда еще кое- как, а обратно... Месяцев через семь такого существования расхотелось жить, смерть стала казаться чем-то вроде места, где можно наконец-то отдохнуть. Но глаза сына, ответственность перед ним заставляли напрягать оставшиеся силы, волю, самому искать выход. Стал читать книги по народной медицине, запасся через друзей соломой и сенной трухой, ежедневно готовил зелье, заворачивался в тряпки, смоченные в отваре, купался в холодной воде, висел на турнике. Однако болезнь не отступала - заболела и левая нога. Летом поехал на южные грязи, а осенью ноги перестали меня слушаться, вслед за ними и руки. Передвигался по квартире по-пластунски, а когда не мог - перекатывался с боку на бок. Я уже почти не вставал, был в полном отчаянии, когда брат и друг отвезли меня в НИИ ревматологии. Снова - уколы, таблетки. Боль понемногу прошла, встал на костыли.
Выписали с диагнозом, не дающим никаких перспектив на выздоровление. И тут включилась злость. Я решил - вылечиться сам, без врачей, вылечиться, чего бы мне это ни стоило. Пересмотрел свое отношение к жизни, к окружающим меня людям, к диете, физическим упражнениям, водолечению и лечению отварами. Нашел ошибки в процедурах, вывел принципы излечения болезни. Через месяц после выписки из института перестал применять таблетки, через три - поменял костыли на палку. Летом лечился пчелиными укусами. Боли стали постепенно проходить, добивал их отварами, обливался холодной водой. Боли стали глухими, терпимыми. Я экспериментировал с травами, нагрузками. Болезнь поддавалась с трудом, но я верил, что смогу ее победить. И победил! Вылечился! Теперь бегаю, прыгаю через скакалку, боксирую, приседаю со штангой. Появилось желание помочь таким же обездоленным, каким до недавнего времени был сам. Радуюсь солнцу, дождю, людям, жизни!
Н. Мазнев, Москва