В Москве закончил работу очередной, IV съезд фермеров России. О проблемах, которые обсуждались на нем, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов доктор экономических наук В. БАШМАЧНИКОВ.
- Владимир Федорович, насколько соответствуют действительности разговоры о закате фермерства в России?
- Считаю, что они безосновательны. Это подтверждают хотя бы такие факты. За прошедший год количество крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось в 5 раз - с 40 тыс. до 200 тыс. В них живет и работает около 1 млн. человек. За ними закреплено более 10 млн. га земли. Весной 1992 г. 90% пашни, закрепленной к тому времени за фермерами, было засеяно. Собран неплохой урожай - 3,5 млн. т зерна, более 1 млн. т сахарной свеклы.
Но было бы ошибочным и преждевременным рисовать идиллию. Движение встречает на своем пути огромные трудности.
- О них с горечью говорилось на съезде...
- Проблема проблем - земля. Внешне в этом деле все вроде благополучно. Земля хотя и со скрипом, но выделяется. Средний размер хозяйства - 42 га. Это много больше, чем в Германии. Однако за красивой статистикой скрывается отсутствие продуманной государственной политики создания эффективного фермерского уклада. Свободным крестьянам по- прежнему выделяются далекие неудобья, причем вразброс, не учитывается качество участков. Из-за отсутствия законодательного закрепления частной собственности в ряде регионов (Кубань, Ростовская область) началось изъятие в срочном порядке земель, выданных фермерам во владение. Есть другие нерешенные вопросы.
Вторая фермерская проблема сегодня - это финансы. Тут фермеры разделяют участь всего нашего обнищавшего крестьянства. Инфляция съедает все их доходы. Трактор "Беларусь" стоил 350 тыс. руб., теперь - 1 млн. 300 тыс. Где взять деньги, чтобы купить такую дорогую технику?
- А кредиты?
- Тут никакого кредита не хватит. Да и проценты приходится платить немалые. Практически фермеру невозможно получить и гарантию под свой долг, кто поручится, что он будет возвращен банку?
Мизерных кредитов хватило только на семена и горючее, но их совсем недоставало на технику, не говоря о строительстве усадеб. В этих условиях лишь четвертая часть фермеров, и то образца 1990 - 1991 гг., смогла развертывать свои хозяйства комплексно, другие жили по поговорке: "Не до жиру, быть бы живу".
- И сколько человек такой жизни не выдержали?
- Около 5 тыс. человек от земли отказались.
- Реальная поддержка фермера со стороны государства в прошедшем году явно ослабла. Как же в этих условиях бедному крестьянину-единоличнику выкарабкаться, развиваться, идти вперед?
- Путь к выживанию и прогрессу вижу один - кооперирование. В первые годы фермеры об этом не хотели и слышать, желали быть самостоятельными ковбоями, но жизнь заставляет объединяться. На местах рождаются своеобразные кружки по закупке техники и ее использованию, появились группы фермеров по созданию перерабатывающих производств. АККОР всячески способствует этому, устанавливая связи с заводами для поставки фермерам техники напрямую, что дешевле обходится нам, и мы можем получить то, что надо.
Для решения проблем обеспечения крестьянских хозяйств техникой совместно с рядом фирм, институтов, а также редакцией приложения к "АиФ" - "Есть идея!" создаем фонд развития сельского хозяйства и первый в России внедренческий центр. Они возьмутся за разработку и осуществление на практике проектов, предложенных местными изобретателями и фермерами. В Красноярском крае первые такие проекты уже запущены в производство, и мы намерены внедрить их до конца года.
На обеспечение фермеров техникой будут направлены 40 млрд. руб., выделенных в счет минувшего года лишь в декабре месяце. Надеемся активизировать работу биржи "Фермер".
Одну из важных своих задач видим в том, чтобы убедить правительство в необходимости и в 1993 г. принимать централизованные федеральные меры по поддержанию фермерства, а не отдавать его на откуп местным органам, как это предлагает кое-кто в верхних эшелонах власти.
Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ