95

СТИЛЬ ЖИЗНИ. Слишком богат, чтобы модно одеваться

ДЛЯ НАЧАЛА - ДВЕ ИСТОРИИ

Одна из них произошла в начале 70-х гг., когда я учился в Институте восточных языков (нынешний ИСАА) и нас часто просили поработать переводчиками на разных мероприятиях, в которых участвовали иностранцы. В тот раз была конференция писателей стран Азии и Африки. Сидим мы с приятелем-японистом в холле правления Союза писателей, ждем своих "клиентов".

Входит японец. Одет - хуже некуда! На голове - потертая кепчонка. На плечах -куртка замшевая не первой свежести. Руки - в брюки, вид босяка.

- Кто это?

- О, это известнейший в Японии автор детективных романов. Миллионер.

Другую историю мне рассказала русская эмигрантка в Америке. Приехав три года назад в Нью-Йорк, она устроилась на скромную должность регистратора в одну частную транспортную компанию. После первой недели работы ее вызвал управляющий и сказал:

"Вот что, мисс, мы вам платим достаточно, чтобы вы прилично одевались. Я очень прошу вас не появляться в одном и том же платье чаще, чем раз в месяц. А лучше еще реже. И, пожалуйста, следите за журналами мод". С тех пор моя знакомая регулярно, не реже двух раз в месяц, отправляется по магазинам.

В АВАНГАРДЕ - МОЛОДЫЕ

Значит ли это, что мода -удел людей не слишком богатых? Отчасти да, говорят специалисты. Общество вырабатывает определенные стандарты, в том числе и в одежде, и от своих рядовых членов оно требует более или менее четкого их соблюдения. Без этого человек рискует свалиться вниз с той ступени социальной лестницы, на которой он находится.

Но в авангарде потребителей моды всегда стоит молодежь. В период полового созревания, отрыва от семьи человек остро чувствует свое одиночество. Духовно он уже не с папой и мамой (даже если он продолжает с ними жить), но у него есть потребность ощутить себя членом какой-то новой общности людей. Как правило, его же возраста. И ключ к этой общности - одежда, прическа, средство передвижения от роликовых коньков до автомашины. Спросите на Петровке, 38, и вам расскажут десятки случаев об убийствах, грабежах, совершаемых "...надцатилетними" ради обладания какой-то вещью, часто копеечной, но на которой в глазах мальчишки сходится клином белый свет, потому что она есть у приятеля или его кумира из опять-таки модной рок-группы.

На Западе именно молодые люди от 14 до 25 лет являются добычей моды, которая в специальном расчете на них носит утрированный характер. Но чем старше человек, тем мода все более сдержаннее.

"Вообще-то мода - это своеобразный заговор, если угодно, мафия, механизм деятельности которой, кажется, еще до конца не познан", - говорит художник-модельер Ирина Белопухова. Раз в полгода собираются в Париже несколько модельеров, демонстрируют модели, которые ни один нормальный человек не рискнет надеть. Да их и не носят. Модель представляет собой некий набор идей, который затем в разных вариантах и сочетаниях воплощается в массовом производстве, интерпретируясь по- разному в разных странах.

Работу свою каждый модельер держит в строжайшем секрете, дабы не пронюхали конкуренты. Но со дня "X", когда модели показаны, промышленность начинает работать в бешеном темпе, чтобы успеть снять сливки прибыли. Тот, кто первым выкинет на рынок модную вещь, получает прибыль больше. Чем дальше, тем больше снижаются цены, пока не наступает конец сезона, и магазины объявляют "sale" - распродажу, когда торговцам важно избавиться от, скажем, летних вещей, чтобы освободить складские помещения и прилавки для зимних.

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАТЯТ

Вообще на Западе все понимают, что модная вещь рассчитана на один сезон, после чего отправляется либо на благотворительный базар для бедных, либо в магазин second hand - подержанных вещей, расположенный где-нибудь в Нигерии или в России, либо (что чаще всего) в мусорный бак.

В магазинах, где покупатели не смотрят на ценники, моде следуют лишь слегка. "Дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани, - говорит Ирина Белопухова, - в по-настоящему дорогой одежде мода может слегка проглядывать в каких-то "мелочах": в отделке, длине платья или пиджака".

Но если вы думаете, что, купив блузку или пиджак в магазине "Кристиан Диор" в Париже за бешеные деньги, вы будете выглядеть "своим" в богатом обществе, то глубоко ошибаетесь, Настоящие богачи обычно одеваются в одном и том же магазине с головы до пят. Шляпа, плащ, костюм, запонки, носки, ботинки - все должно быть строжайше выдержано в одном стиле, и остерегайтесь подделок!

Но иногда, бывает, люди вдруг плюют на все условности в одежде. Побывав в штаб-квартире американской фирмы "Гербер", производящей детское питание, я обратил внимание, что всю рабочую неделю служащие компании ходили на работу в строгих официальных костюмах, а в пятницу вдруг все как один явились кто в чем: джинсах, кроссовках, свитерах. Мне сказали, что свободная одежда - это как бы символ пятницы: "Мы как бы психологически готовимся к выходным дням".

ЧТО ВЛИЯЕТ НА МОДУ?

Прежде всего кино и политика. Стоило только появиться на экранах в 50-е годы Мэрилин Монро, как в моду вошли блондинки с яркой помадой и платьем-колоколом. Взрыв в моде произвела перестройка в СССР, когда популярными элементами в одежде стали красные звезды, серп и молот, шапки-кубанки и пр.

Ныне в моде экологический стиль, при котором используют ткани только из натурального волокна, натуральные красители. Но в то же время в натуральных мехах в Париже, Нью-Йорке на улице появляться стало несколько опасно: могут как бы невзначай облить ваше манто краской или разрезать его бритвой. То же самое относится и к курткам и пальто из натуральной кожи: нельзя истреблять животных ради чьей-то прихоти.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно