1 июля в Москве откроется XVIII Международный кинофестиваль. Начало этой традиции было положено в 1959 г., когда вспыхнул экран I Московского. Эта дата официально зафиксирована в нумерации фестивалей.
Но у него был предшественник. В феврале 1935 г. впервые в Москве встретились видные кинематографисты разных стран. Хотя фестиваль еще не назывался международным в нем приняли участие кинематографисты 21 страны. В Москву приехали тогда 84 иностранных гостя.
СПЕЦИАЛЬНАЯ отборочная комиссия проделала огромную работу. Ею были просмотрены около 100 кинокартин, прибывших из разных стран. В результате оказались отобранными и были показаны 30 художественных фильмов, 6 мультипликаций и несколько научных и документальных картин. В конкурсе художественных фильмов СССР был представлен 9 фильмами, Франция - 4, США - 7, Англия - 2, Польша - 1, Чехословакия - 1, Китай - 1.
К фестивалю специально не готовились. Идея его проведения в Москве была высказана западноевропейскими кинематографистами тогдашнему руководителю советского кино Б. Шумяцкому на международной киновыставке в Венеции осенью 1934 г.
- По сравнению с московскими кинофестивалями 80-х годов это было - сознаемся - куда более скромное празднество, - вспоминал впоследствии участник киносмотра 1935 г. известный кинорежиссер Леонид Захарович Трауберг. - Не было ни одной иностранной кинозвезды. И ни одного значительного кинорежиссера - только Жан Ренуар, тогда еще ничем не знаменитый Ренуар до "Великой иллюзии" и "Человека-зверя", прилетел вдруг, кажется, даже вне регламента.
И все-таки это был фестиваль, наполненные радостью дни... Помню, как после предварительного просмотра комедийки с никому не известной венгерской актрисой Всеволод Мейерхольд встал, развел руками и, как-то сконфуженно улыбаясь, произнес: "Что же такое? Казалось бы, чепуха, а прелесть!" И то сказать, актриса была Франческа Гааль, фильм - "Петер"...
Впервые у себя дома, в Москве, наши кинематографисты получили возможность просмотреть несколько десятков зарубежных картин, причем все фильмы были выпуска последних лет. А смотреть было что..."Да здравствует Вилья!" (в нашем прокате шел под названием "Капитан армии Свободы") Джека Конвея, "Хлеб наш насущный" Кинга Видора, "Частная жизнь Генриха VIII" Александра Корда, "Последний миллиардер" Ре не Клера, маленькие шедевры Уолта Диснея...
Зарубежные гости фестиваля, хотя и не именитые, были доброжелательны ко всему происходящему. С интересом посещали киностудии, смотрели последние киноновинки, на похвалу не скупились. Чехословацкий деятель Ладислав Бром: "Я участвовал уже в двух кинофестивалях. Здесь вполне доволен. Русские фильмы имеют такую тематику, которая когда-нибудь завоюет весь мир". Французская актриса Мэри Глори: "В Париже чрезвычайно ценят... игру русских актеров". Польский кинодеятель Ричард Ордынский: "У вас делают фильмы, если нужно, год. У вас снимают тысячи метров пленки, и, если они не так хорошо получились, их выбрасывают и начинают работу снова. Работают до тех пор, пока не получится хорошо. Такие условия творчества для нас - мираж".
2 марта в Колонном зале Дома союзов были подведены итоги работы кинофестиваля. С. Эйзенштейн огласил решение жюри о присуждении первой премии Ленфильму" за фильмы "Чапаев", "Юность Максима" и "Крестьяне", вторая премия досталась фильму "Последний миллиардер" Р. Клера, третья премия - Уолту Диснею за художественные мультипликации.
Война на длительный период отодвинула проведение нового фестиваля. И только в 1959 г. представители 42 стран вновь собрались в Москве.