98

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА: ДЕТИ И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. Не в деньгах счастье?

"Без денег человек худенек" - один полюс истины, а с другой стороны - "не в деньгах счастье". Сегодня деньги из капитала превратились в средство обретения независимости, уверенности в себе: "Хочу и могу себе позволить". Деньги - постоянная тема взрослых разговоров, мы считаем, откладываем, вкладываем, тратим, а наши дети рядом с нами ежеминутно это видят и незаметно для нас впитывают наше отношение к "презренному металлу". Как сформировать у них правильное отношение к деньгам? Возможно, советы психолога В. СИТНИКОВОЙ помогут вам.

СВОЕГО истинного отношения к деньгам не утаить: ребенок подметит и скуповатость, и завистливые замечания в адрес соседей или знакомых ("у них денег куры не клюют"), и горькие стоны по поводу невозможно дорогой жизни. Вопрос в другом: как отнесется к этому ваш сын или дочь, примет навсегда ваше отношение или начнет строить свою жизнь "от противного", бунтуя против семейной традиции. Бывает, и у щедрых людей вырастает прижимистый хозяйчик, и у суровых экономов - живая душа, умеющая и заработать своим трудом, и красиво потратить. Правда, все-таки чаще дети берут с родителей пример, живой образчик сработает нагляднее.

С какого возраста начинать знакомство ребенка с деньгами и как это делать?

* Собираясь со своим трехлетним малышом в магазин, обратите его внимание на кошелек, назовите предмет своим именем, расскажите, что там лежит и зачем нужны эти разноцветные бумажки. Посвятите его в предстоящие планы покупок.

* Разрешайте иногда малышу самому протянуть чек продавцу и назвать нужный товар: шоколадку, игрушку. Не забудьте научить его вежливым словам, улыбке, обращенной к продавцу. Порадуйтесь вместе с ним его первому опыту покупателя.

А что делать, если в магазине вашему малышу что-то приглянулось, но мама почему-то не покупает? Не объяснишь же трех- или четырехлетнему ребенку, что семейный бюджет и так трещит по швам... Как быть?

* Если просьба связана с увлечением или мечтой, не унижайте маленького человека отказом, даже если новая машинка станет уже десятой в коллекции. Сэкономьте на чем-нибудь другом.

* Если просьба - лишь минутный каприз, постарайтесь без повышенных тонов объяснить: "Такая куколка у нас уже есть, наша даже красивее этой, но вот новое платьице ей не помешает. Может, сошьем сегодня вечером?"

* Ребенку-школьнику можно объяснить все так, как есть: "К сожалению, я не могу сейчас это купить, у меня деньги только на продукты".

* Не бойтесь проявить твердость (но не жестокость) своего решения, если требование "КУПИ!!" сопровождается слезами, топаньем, истошным криком. Шлепки и ответный крик "Сказала: не куплю!" вряд ли помогут. Постарайтесь переключить внимание ребенка, предложить замену: не купили это, а зато у нас есть вот что, не смогли сейчас, купим попозже, ты ведь сможешь немного подождать?

* Постепенно приучайте ребенка к мысли, что и родители, и дедушка с бабушкой могут ДАЛЕКО НЕ ВСЕ.

У ребенка должна быть на руках какая-то сумма для приобретения тысячи важных для него вещей - значков, или набора красок, или жевательной резинки, или пирожка в буфете. Не стоит напрямую связывать его успехи в учебе (в кружке, в спортивной секции) с материальным стимулированием и "оплачиванием" хороших оценок. Если вы доверяете ребенку школьного возраста покупку продуктов, то можете оставлять ему сдачу или выделять какую-то сумму денег с зарплаты, к празднику, ежемесячно - смотря как у вас принято в семье. Сколько давать - решайте сами.

* О том, куда потрачены карманные деньги, можно спросить, но не требовать непременного отчета, показа покупок. Небольшая сумма могла разойтись по мелочам, да и разумная свобода действий, уж коли вы доверили ребенку, не должна ставиться под угрозу. А вот если в доме появились "крупные" вещи (кроссовки, куртка), о приобретении которых вы никогда не слышали от сына или дочери, стоит поинтересоваться их происхождением.

* Как быть с копилкой? Если это игра с продолжением, а не самостоятельная цель - опускание денежки в узкую щель - почему бы и нет? Многим детям в разном возрасте нравится копить "на мечту", это даже больше волнует, чем реализация ее. Брать деньги из кошелька ребенка или копилки можно лишь с его разрешения и, конечно же, возвращать в срок всю сумму, даже если она невелика на ваш взгляд, уговор дороже денег.

* Старайтесь вовлекать детей в разговоры не только о покупках, необходимых каждому члену семьи, но и в обсуждение предстоящих поездок, планов на выходные. Это та повседневность, которая всегда так или иначе связана с расходами, стоит иметь представление о ней уже в детские годы.

* Хорошо, если время от времени ваши ребята смогут бывать у вас на работе или с ваших слов узнают, чем именно вы занимаетесь на работе, какие у вас каждодневные обязанности и проблемы. Ведь чаще всего ребенок знает, кем работают его родители, сколько они получают, и почти незнаком с тем, как они зарабатывают, а знание такое не помешает. Как говорится, деньги - не щепки, с полу не поднимешь...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно