Американские социологи и журналисты считают, что одна из составляющих успеха Клинтона во время предвыборной кампании ~ отношение к проблемам медицины и откровенный разговор с избирателями о своем здоровье. У нас подобное не принято. Правда, в газетах все чаще появляются интервью с теми, кто бережет жизнь политиков при помощи мускулов и пистолетов. На наш взгляд, человек, держащий руку на пульсе у представителя большой политики, не менее интересен читателям.
Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с Д. НЕЧАЕВЫМ, лечащим врачом премьер-министра России В. С. Черномырдина.
Справка.
Д. Д. Нечаев в 1968 г. окончил 1-й ММИ, работал в терапевтической клинике 1-го ММИ заведующим кардиологическим отделением, затем ассистентом кафедры. В 1976 г. перешел на работу в 4-е управление в спецбольницу на Мичуринском проспекте заведующим отделением неотложной кардиологии. Затем стал заместителем главного врача. После передачи "Мичуринки" в Минздрав РФ остался на этой должности. Кандидат медицинских наук.
Женат, имеет двоих взрослых детей, живет в коммунальной квартире, своей дачи нет.
- Что же все-таки значит - лечащий врач руководителя правительства?
- Врач - всегда врач, кого бы он ни лечил. В моем случае это еще означает быть всегда рядом со своим премьером. Поэтому, куда бы он ни ехал или ни летел, я с ним. Его состояние, самочувствие, настроение и есть моя забота.
- Как становятся лечащими врачами членов правительства? Вас кто-то рекомендовал Черномырдину?
- С Виктором Степановичем мы знакомы с 1985 г. Будучи министром, он проходил диспансеризацию в поликлинике 4-го управления, где я работал.
В жизни врача бывают такие случаи: входит пациент и сразу возникает чисто человеческая симпатия. Так случилось у нас с Виктором Степановичем. Потом я еще несколько раз консультировал не только его, но и его родственников. Став премьером, он попросил меня быть его лечащим врачом.
- Так вы лечащий врач всей семьи премьера?
- Официально - да. Но члены семьи Виктора Степановича: жена Валентина Федоровна и дети - настолько привыкли к своему участковому врачу Клавдии Яковлевне Цукановой, которая их вела около 10 лет, что руководство центра не решилось их открепить от поликлиники. В итоге получилось, что мы вдвоем ведем эту семью. Работы хватает всем, так как семья у премьера не маленькая: жена, двое сыновей, невестка и внучка. Естественно, наблюдаю не только их, но и других родственников и близких. Тем более что родственные связи в этой семье очень крепки. Одни из самых близких людей Виктора Степановича - его братья и члены их семей, живущие в Оренбурге. К сожалению, одного из них уже нет в живых.
- Кому вы непосредственно подчиняетесь и кому сообщаете о состоянии здоровья премьера?
- Я подчиняюсь заведующему отделением и генеральному директору Правительственного медицинского центра и только им докладываю о состоянии здоровья моего подопечного.
- Были попытки "заинтересованных товарищей" получить от вас конфиденциальную информацию?
- Были...
- У вас есть свой рабочий кабинет?
- Да, он находится на Старой площади, на 5-м этаже. В нем есть все необходимое для оказания квалифицированной медицинской помощи.
- Вы приглашаете к своему пациенту других специалистов?
- Обязательно. Это одна из традиций бывшего 4-го управления.
- Нормирован ли ваш рабочий день?
- Официально он начинается за 30 минут до прихода и заканчивается через 30 минут после ухода Виктора Степановича.
- Часто ли вас поднимают "по боевой тревоге" ночью или рано утром?
- Вы знаете, Виктор Степанович никогда не дергает меня без повода, умеет терпеть. Но довольно тяжело переносит высокую температуру.
- Сколько вы получаете?
- Я получаю оклад врача высшей категории (по нашим подсчетам - это порядка 50 тысяч. - Прим. ред.), кандидата медицинских наук, плюс 25%-ная надбавка Правительственного медицинского центра.
- Вы знакомы с другими личными врачами "высшего эшелона"?
- Да. Я в хороших с ними отношениях. Когда мы встречаемся, обсуждать между собой здоровье своих пациентов считаем неэтичным.
- Ваши политические взгляды совпадают со взглядами премьера?
- Я прежде всего врач, а не политик, но разделяю взгляды Черномырдина.
- Мы знаем, что в юности, чтобы немного заработать, Виктор Степанович разгружал вагоны. А сейчас - на что хватает премьер-министру сил?
- Работает он очень много, и сегодняшние нагрузки ничуть не меньше, чем тогда. Во время кратковременного отдыха Виктор Степанович по утрам "работал" на велотренажере.
- Дисциплинированный ли у вас пациент?
- Да, он четко выполняет все предписания, кроме одного - меньше работать, в этом он меры не знает. При проведении профилактических процедур всегда просит объяснить, что и почему я ему назначаю.
- Известно, что Президент - заядлый волейболист и теннисист. Премьер тоже увлекается спортом?
- Он любит поплавать, сходить в сауну, если есть время, съездить на охоту.
- Как питается наш премьер?
- Ест все подряд, ибо постоянно живущую в его гостеприимном доме толпу родственников и знакомых прокормить непросто. Став премьером, он раньше 23.00 домой не приезжает. Поэтому дома премьер ест то, что его жена Валентина Федоровна приготовит. Она всегда ждет его, не обращая внимания на время, не ложится, пока муж не переступит порог дома. Утром всегда провожает.
К моему сожалению, питаться рационально у Виктора Степановича нет возможности. За семь месяцев работы мы побывали в 27 командировках, лишь две из них были зарубежные. А какое рациональное питание может быть в командировках?
Как я понимаю, следующий вопрос будет об алкоголе.
Сказать, что он его не употребляет, было бы неправильно, употребляет по необходимости, например, на приемах, с близкими друзьями. В напитках знает толк и меру. В этом вопросе у меня как у врача проблем не существует. Курением тоже не грешит.
- По словам ваших коллег, вы прекрасный специалист, врач от Бога. Вернуться на клиническую работу не тянет?
- Тянет, еще как. Но то, чем я занимаюсь сейчас, очень ответственно.
- Когда-нибудь настанет время, и Виктор Степанович уйдет с поста премьера, что тогда будете делать вы?
- Лечить людей.