Те, кто оказался 4 октября в Москве у метро "Баррикадная", могли наблюдать такую поразительную картину: вокруг стрельба, а рядом со стоящими в оцеплении омоновцами... разворачивает торговлю яблоками дед. Работают палатки. Сигареты, вода, шоколад и спиртное - все пожалуйста.
Больше 70 лет воевала власть с желанием "делать деньги", потому что это делает человека собственником, хозяином. Но оно столь естественно и потому неистребимо, что достаточно было ослабить запреты, разрешить торговлю, и народ уже не остановить, хоть камни (то бишь пули) с неба вались.
Новая жизнь уже завертела людей, пустила корни. Они почувствовали, что не Бог, не царь и не герой, а только они сами отвечают за себя, за свои семьи. И им это интереснее, хотя многие привычно жалеют о прошлом и ругают новую жизнь. Но с кем ни поговоришь, ясно: многие, даже не преуспевшие, чувствуют, что у новой жизни, несмотря на все издержки, более здоровая, естественная основа. А ругают, в общем-то, власть - за бестолковость, непоследовательность. За то, что не дает развернуться как следует в этой новой жизни. Хотя народ в основном к ней готов, и ему нужно только одно: чтоб власть не мешала, а помогала реализовать себя. Например, сколько было говорено, что нужно создать условия для малого бизнеса, в первую очередь производительного. Плодятся комитеты, фонды, программы... И ничего с места не двигается. А ведь в колоннах демонстрантов, выступивших против Президента и правительства, несомненно, было много людей, не нашедших себя в новой жизни и потому ее отвергающих.
4 октября Президенту и правительству помогли не столько пушки, сколько то, что у сторонников возврата к прошлому узкая социальная база. И это ясно показал такой чуткий к политическим потрясениям "термометр", как деньги. На богатой бурными политическими событиями неделе основные индикаторы финансового рынка продемонстрировали удивительную стабильность. 4 октября, несмотря ни на что, прошли торги на валютной бирже. Курс доллара поднялся (такова уж наметившаяся этой осенью тенденция) незначительно. Не изменились цены - и в рублях, и в валюте - на приватизационные чеки. Народ не бросился в сбербанки снимать деньги, как, кстати, не хватали в магазинах соль и спички.
В общем, в очередной раз россияне выдали Президенту и правительству аванс. Сможет ли теперь власть сработать так, чтобы как можно больше россиян повторили вслед за известным банкиром, пожертвовавшим большую сумму для пострадавших: "Эти реформы позволили нам самореализоваться"?
Должны. Обязаны.