Примерное время чтения: 10 минут
178

9-я студия. Год 1982: итоги. Год 1983: перспективы

Очередная беседа, выдержки из которой мы приводим, посвящена итогам прошлого года на международной арене и прогнозам на 1983-й год. В ней приняли участие первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС профессор В. В. ЗАГЛАДИН, заместитель директора Института Соединенных Штатов Америки и Канады АН СССР профессор В. В. ЖУРКИН и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.

ЗОРИН: Давайте начнем наш разговор с попытки хотя бы коротко подвести итоги 1982 года.

ЗАГЛАДИН: Если подвести общий баланс, то я все-таки думаю, что баланс этот в целом можно назвать позитивным. Несмотря на все трудности, осложнения, обострения, которыми этот год был очень богат, наша страна продолжала жить в условиях мира, выполнять планы коммунистического созидания.

В международном плане усилия, которые прилагала наша страна вместе с другими миролюбивыми силами, тоже дали свои результаты.

За несколько дней до конца года завершила работу сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Если проанализировать принятые ею решения, то в подавляющем большинстве - более 90% всех принятых ею позитивных решений - это инициативы социалистических и развивающихся стран.

Именно в этом году в ООН и на международной арене совместная активность социалистических и развивающихся стран стала важным позитивным фактором. Соединенные Штаты и их союзники часто пытаются не считаться с этим общим мнением, высказываемым абсолютным большинством государств, существующих в мире. Тем не менее воля этих стран стала органическим фактором мирового развития.

Для советских людей год закончился торжественным заседанием Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, где мы подвели итоги, отметили вехи на будущее. Это заседание было хорошим подведением баланса года, года, который вселяет надежды в том, что в будущем нам удастся сделать новые шаги в пользу мира, несмотря на то, что это будет очень трудно.

ЗОРИН: Говоря о важных событиях уходящего года, думаю, следовало бы упомянуть о некоторых новых элементах в советско- китайских отношениях.

ЗАГЛАДИН: Возобновление контактов между СССР и Китаем, начало диалога о нормализации отношений, которым ознаменовался конец года, - событие, безусловно, позитивное. Наша страна всегда демонстрировала желание к нормализации отношений с Китайской Народной Республикой.

Мы всегда считали, что наши народы, которые долгое время боролись плечом к плечу, должны всегда действовать вместе. И это давало хорошие результаты и нашему, и китайскому народу, и всему мировому сообществу.

Мы надеялись и были убеждены, что этот период разобщения должен закончиться и мы должны вернуться к нормальному сотрудничеству.

На XXIV съезде КПСС было сказано, что, конечно, есть в политике Китая негативные моменты, с которыми мы не можем согласиться и против которых вынуждены выступать. Но цель наша состоит в восстановлении дружеских отношений. И эта линия последовательно проводилась XXV и XXVI съездами, выступлениями Л. И. Брежнева в Ташкенте и Баку, выступлениями Ю. В. Андропова на последнем Пленуме ЦК КПСС.

На этом Пленуме, в частности, было очень четко сказано, что СССР стремится к нормализации и улучшению отношений со всеми социалистическими странами, в том числе и с Китаем. Было подчеркнуто, что при наличии доброй воли, наличии искреннего желания можно решить возникающие вопросы, а они, конечно, есть. Не все вопросы, которые выдвигаются в ходе дискуссий с нашими китайскими партнерами, однозначны, не все оправданны, но они ставятся, и их нужно решать.

Был достигнут известный прогресс. Мы считаем, что было, конечно, желательно, чтобы он был большим. Но начало положено. Несколько сближаются экономические отношения, обмен в культурной, научной и других областях. Это, безусловно, очень позитивный шаг.

Хотелось, чтобы в 83-м году эта линия была продолжена, и продолжена успешно.

ЗОРИН: Я хотел бы попросить Вас, Виталий Владимирович, хотя бы коротко дать оценку положению дел в мировой экономике.

ЖУРКИН: Главная особенность современного экономического положения в том, что мировой экономический кризис охватил все крупнейшие капиталистические государства и подавляющее большинство развивающихся стран.

Этот кризис - самый длинный за послевоенные годы. Главным локомотивом, который утащил весь капиталистический состав в кризис, были Соединенные Штаты.

Кризис, если можно так сказать, многослойный. Во-первых, это традиционный классический экономический кризис, но к нему добавляются структурные кризисы: энергетический кризис, сырьевой, валютно-финансовый кризис, который продолжает обостряться, и, наконец, экологические проблемы, которые усугубляют общую ситуацию.

ЗАГЛАДИН: Мне кажется, что Соединенные Штаты сейчас пытаются сделать все, чтобы экспортировать свои трудности в те страны, где положение чуть получше, в частности в ФРГ, в Японию и особенно во Францию.

По существу, администрация Рейгана пытается поставить вопрос так: нам нужно выходить из кризиса солидарно. Эта солидарность - средство переложить на других все то, что можно переложить.

ЗОРИН: Влияет ли экономический кризис, переживаемый западными странами, на экономику нашей страны?

ЖУРКИН: Конечно, влияет. Это неприятная реальность, с которой надо считаться. Влияет, создавая неблагоприятный внешнеэкономический фон.

Советский Союз, как и другие социалистические страны, активно участвует в международном разделении труда. И это, естественно, результат того, что Советский Союз обладает мощной, развитой экономикой. Сегодня пятую часть мировой промышленной продукции дает наша страна.

Советский Союз ведет большую внешнюю торговлю. Оборот ее, если сложить экспорт и импорт, в прошлом году составил около 110 млрд. руб. Если падают цены на какие-то товары, которые традиционно экспортирует Советский Союз, конечно, это задевает нас. Если повышаются цены на какие-то товары, которые традиционно ввозит Советский Союз, конечно, и это задевает нашу страну.

Существуют наши внешнеэкономические механизмы, направленные на то, чтобы ослабить воздействие мирового экономического кризиса на нашу экономику, но полностью изолироваться от этой реальности, к сожалению, невозможно.

ЗОРИН: Давайте попробуем представить себе возможный ход некоторых процессов в году наступающем.

ЗАГЛАДИН: 1983-й год обещает быть годом напряженным.

Первая задача - это решить главную проблему: будет это год наращивания гонки вооружений или год, когда начнется приостановка, а затем прекращение и сокращение гонки вооружений.

ЗОРИН: Я хотел бы поставить вопрос о политическом сдвиге вправо, о котором еще два года назад очень модно было говорить, в частности, в Европе и в Соединенных Штатах Америки. Произошли события, которые эту версию опрокидывают. Все-таки, куда происходит сдвиг?

ЗАГЛАДИН: Есть элементы, которые говорят, что сдвига вправо все-таки не получилось, как ни хотели и ни хотят его определенные силы и круги на Западе.

В 1981 г. прошли выборы во Франции, 1982 год - это год развития действий левого правительства во Франции, хотя правые всячески стараются его потеснить.

В 1982 г. были проведены выборы в Швеции. Социал- демократическая партия во главе с Улофом Пальме вышла вперед. Безусловно, очень важное значение имели выборы в Испании, где Испанская социалистическая рабочая партия стала единоличным руководителем правительства. Очень важное значение имели выборы в Греции, и парламентские и муниципальные. Причем тенденция в обоих случаях - укрепление позиций левых сил.

Муниципальные выборы в Португалии также продемонстрировали резкий рывок левых сил вперед.

ЗОРИН: С чем связано падение числа голосов, получаемых коммунистическими партиями, которое имеет место в некоторых странах, в частности в Испании? Несколько ослабели позиции именно тех компартий, руководители которых в последнее время объявили о своей приверженности так называемому еврокоммунизму.

ЗАГЛАДИН: Этот вопрос настолько многогранен, что трудно ответить односложно.

Результаты выборов с трудом поддаются однозначному объяснению. Классовая борьба в капиталистических странах повсюду становится более острой. Это связано, в частности, с кризисными явлениями. В этих условиях успех или неудача той или иной партии на выборах не всегда определяется ее собственной политикой, но силой давления противостоящих партий.

В Испании это, пожалуй, проявилось меньше, хотя против компартии выступали правые силы, но они с неменьшей энергией выступали и против Испанской социалистической рабочей партии. Тем не менее социалистическая рабочая партия выиграла, а коммунистическая проиграла, чему мы отнюдь не радуемся. Наоборот, мы думаем, что это негативное явление.

Отвечая на вопрос, почему это произошло, многие иностранные наблюдатели, если не большинство, приходят к тому, что виновата политическая линия этой партии. Она действительно характеризовалась как еврокоммунистическая. Хочу сказать, что сам "еврокоммунизм" - понятие очень неопределенное. Толкования его могут быть очень разными. Испанские и итальянские товарищи говорят: "мы еврокоммунистические партии". Но установки у них довольно-таки разные. Здесь трудно вывести какой-то общий знаменатель. Хотя, пожалуй, что-то общее есть.

Возьмем позицию наших испанских товарищей. Они выступали против реального социализма, отрицали его опыт, считали, что они могут и должны идти совершенно другим путем, качественно новым, построить какой-то новый социализм, который будет намного лучше, который будет ни социал-демократическим, ни коммунистическим, как они говорили. Это в области внутренней политики.

В области внешней политики они во многом занимали позицию "между двух стульев". Они заявляли, что борются против американского империализма и против советского гегемонизма, приписывали ответственность за усиление напряженности обеим странам. Это, пожалуй, и послужило одной из причин неудачи испанских товарищей.

В Европе выиграли партии, которые с разных позиций, социал- демократических или коммунистических, выступают за мир, против ядерного вооружения в Европе, против гонки стратегического ядерного оружия, против империализма, который является виновником гонки вооружений. А вот те, кто занимает иную позицию, видимо, выиграть не могут.

ЗОРИН: Недавнее решение Белого дома о развертывании стратегических ракет "MX" - это, конечно, тяжкое наследие, которое год 1982-й передает году 1983-му. Известно, что в 1983 году в соответствии с решением НАТО в Европе должны быть размещены американские ракеты среднего радиуса действия "Першинги".

ЖУРКИН: Развертывание ракеты "MX" намечено Соединенными Штатами на 1986 год, но совсем недавно президент Рейган преподнес американцам и всему миру "подарок", приняв решение о системе развертывания этих ракет.

Мне хотелось бы сказать об этой ракете. У американцев самая мощная ракета "Минитмен-3". Если говорить о размерах, "Минитмен-3" весит около 35 тонн. "MX" - 90. У "Минитмен-3" - три боеголовки, у "MX" - десять. Мощность заряда "Минитмен-3" в общей сложности порядка тысячи килотонн, у "MX" - шесть тысяч килотонн, десять боеголовок по 600 килотонн. Да и точность раза в три выше.

ЗОРИН: Разговорами об ограниченной ядерной войне правительство Рейгана хотело запугать Советский Союз, а на самом деле запугало американцев. Средний американец сейчас вступает в ряды антивоенного движения. Это очень серьезный политический сдвиг.

ЗАГЛАДИН: Мне кажется, что в целом в начале 80-х годов очень большие возможности открылись перед нашим народом, перед нашей страной. Опираясь на эти возможности, мы можем с надеждой смотреть в 1983-й год. Мы добьемся и внутри страны, и на международной арене тех целей, которые перед собой ставим. Но зависеть это будет от того, как каждый из советских людей будет работать на своем месте.

Я думаю, что в этом был главный смысл ноябрьского Пленума ЦК КПСС и его решений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно