Предлагаем выдержки из очередной телевизионной передачи. В ней принимали участие вице-президент Академии наук СССР, академик Евгений Павлович Велихов, заведующий сектором Отдела международной информации ЦК КПСС Виталий Иванович Кобыш и политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио профессор Валентин Сергеевич Зорин.
ЗОРИН: Мир сейчас оказался на своеобразном перекрестке. От того, в каком направлении будет идти исторический процесс, зависит по существу судьба человечества, цивилизации. Конечно, человечество сейчас овладело такими тайнами природы, которые делают людей очень могущественными. Но эти же самые знания в руках людей недобрых могут привести к катастрофе.
В пражской Декларации стран - участниц Варшавского Договора говорится: "В конце XX века перед человечеством остро встали глобальные проблемы социально- экономического, демографического, экологического характера. Нынешний уровень развития производительных сил, науки и техники в мире обеспечивает необходимые материальные и интеллектуальные ресурсы, чтобы взяться за практическое решение этих грандиозных проблем".
Конкретно, что это за проблемы?
ВЕЛИХОВ: Например, оспа. Страшное заболевание, которое долгое время угрожало существованию человечества. В результате осуществления десятилетней программы, начатой в 1967 г. Всемирной организацией здравоохранения при активном участии советских врачей и с использованием нашего опыта по эпидемиологии, оспа вообще исчезла с лица земли. По-моему, это замечательный пример решения одной из глобальных проблем.
Причем, надо сказать, эффективность такой программы очень высока - примерно раз в 50 дороже прививками и другими подобными мерами стараться предотвратить возникновение оспы в той или иной стране, чем просто ее полностью исключить. К тому же стоимость этой программы равняется приблизительно четырехчасовым затратам мировой промышленности на производство вооружений!
Есть, конечно, проблемы и более крупного масштаба. К примеру, около половины населения Земли сегодня используют для питья некачественную воду. Это вызывает различные болезни. Решение этой проблемы много дороже, чем борьба с оспой. И тем не менее, как показали подсчеты, это потребует не больше, чем тратится на производство вооружений за 17 дней.
Другая очень крупная проблема. Сегодня почти миллиард людей в мире имеют меньше пищи, чем необходимо для поддержания здоровья. Примерно 12 млн. детей до пяти лет умирают от голода и от его последствий. Программа борьбы с голодом стоила бы где-то в районе 12% от годовых затрат на вооружение.
Теперь вот такая проблема, как энергетика. Примерно миллиард людей сегодня живут без электрического освещения. Для осуществления энергетической программы нужно истратить сумму, равную расходам на вооружение за несколько дней. Для того, чтобы, в частности, получить неиссякаемый источник энергии путем термоядерного синтеза, достаточно десятидневных затрат в мире на вооружения. А для того, чтобы совместно построить первую термоядерную электростанцию (такое предложение выдвинул Советский Союз на Генеральной Ассамблее ООН, и над ним работает группа ученых, инженеров со всего мира в МАГАТЭ - Международном агентстве по атомной энергии), потребуются затраты, равные только однодневным расходам на вооружения.
Так что наука сегодня может решить целый ряд крупнейших проблем, от которых зависит и настоящее и будущее человечества.
КОБЫШ: Кроме того, мы же не можем оставить нашим детям, нашим внукам Землю, непригодную для обитания Очень серьезно, например стоит вопрос об атмосфере. Подсчитано, что по сравнению с серединой прошлого года содержание углекислого газа в атмосфере повысилось на 10 - 12%, а количество свободного кислорода (запасы его весьма ограниченны) уменьшается на 10 - 12 млрд. т ежегодно. В атмосферу каждый год выбрасывается 20 млрд. т. таких газообразных веществ, как окись серы, азот, углерод.
Теперь Земля - наша кормилица. Ежегодно в мире выбывает из сельскохозяйственного оборота 50 - 70 тыс. км"sup"2"/sup" плодородных земель. За последнее десятилетие опустынивание поглотило около 9 млн. га земли. Леса на Земле исчезают сейчас со скоростью 20 га в минуту. И все это при значительном увеличении народонаселения.
ЗОРИН: И все же среди всех угроз наиболее непосредственной и, наверно, наиболее страшной является ядерная угроза. Последствия тех знаний, которые можно было обратить и нужно обращать на благо, сейчас привели к реальной угрозе, нависшей над человечеством. Физики, видимо, яснее других конкретно представляют, что такое ядерная угроза.
ВЕЛИХОВ: Иногда и физики, к сожалению, высказывают совершенно необоснованные или плохо обоснованные идеи, которыми потом манипулируют в натовских штабах. Но, конечно, большинство физиков и ученых-естественников думают и высказываются иначе. 24 - 25 сентября прошлого года представители 36 академий, собравшихся в Риме, единогласно признали, что ядерная война - величайшая угроза самой жизни на Земле, которая когда-либо стояла за все время существования человечества, что никакая медицинская помощь не может спасти жертвы ядерного конфликта.
К сожалению, высказываются и другие точки зрения, которые выдаются за якобы научные. Вот, например, Теллер, американский физик, пишет, что простое знание правил обращения с радиоактивными осадками способно практически свести к нулю их вредоносное воздействие. Эта идея перекликается с высказыванием одного из крупных военных деятелей Соединенных Штатов в министерстве обороны, о том, что США после глобальной ядерной войны могут за два- три года восстановить свою экономику и военный потенциал.
Это совершенно необоснованно. Последствия ядерного взрыва - прямые физические последствия, радиоактивные осадки и генетические последствия - хорошо изучены. Как раз на основе отчетов об этих исследованиях и сделали свое заключение ученые после дискуссий в Риме.
ЗОРИН: Можно, пожалуй, сказать, что практически каждая война - результат просчета. Если бы Гитлер, начиная войну, мог заглянуть в будущее и представить себе, чем она закончится - для него крысиным ядом в убежище в Берлине, для его сподвижников - виселицей в Нюрнберге, то вряд ли бы гитлеровцы развязали эту агрессию. Если бы в Белом доме знали, каким позором кончится агрессия во Вьетнаме, вряд ли бы Вашингтон начал эту войну. В связи с этим вопрос: если вашингтонские руководители, их натовские коллеги все-таки имеют какое-то представление о том, чем грозит ядерная война, как можно объяснить их сегодняшний поистине самоубийственный курс?
КОБЫШ: Мне кажется, что это прежде всего большой политический и военно-стратегический блеф. Этот курс на конфронтацию, на силу, на диктат, конечно, несостоятелен Серьезные люди в Вашингтоне, конечно, понимают, что ставка на то, чтобы нарушить военный паритет, несерьезна, нереальна. И тем не менее шумят, угрожают, объявляют "крестовые походы". Почему? Тут несколько целей. Одна из них - попытка запугать так называемый "третий мир", развивающиеся страны, обеспечить себе бесперебойное получение минералов, которых у Соединенных Штатов нет и которые они рассматривают как стратегические.
США импортируют 98% потребляемого тантала, 97% марганцевой руды, 95% кобальта, 93% бокситов, 96% хрома. Это очень многое объясняет. Почему, в частности, в ход пускаются силовые приемы, почему огромные районы Земли объявляются "зоной жизненных интересов США".
ВЕЛИХОВ: В этом, конечно, явно есть не только экономический аспект, но и империалистический - интересы монополий. Возьмите энергетическую проблему. Есть научные и технические решения, которые позволили бы США обойтись без нефти эксплуатируемой, скажем, ближневосточной. Но сегодня это просто невыгодно определенным монополиям, банковскому капиталу. В США существовал программа, в которой значительная роль уделялась ядерной энергетике, развитию новых способов получения энергии. Она бы стоила больших денег, но это была разумная программа, программа, которая бы сделала США энергетически независимыми и, следовательно, менее агрессивными в этом плане Но эта программа не осуществилась, уже созданные организации ликвидированы. И вместо этого - силы быстрого развертывания в Персидском заливе.
ЗОРИН: Возвращаясь к тому положению пражской Декларации, о котором мы говорили вначале, там далее подчеркивается: "Развитию международного сотрудничества и решению стоящих перед человечеством грандиозных проблем препятствуют силы реакции, ведущие линию на консервацию отсталости целых континентов, на разобщение и противопоставление одних государств другим". Думается, в этих словах - самая суть политики современного империализма.
КОБЫШ: Да. И когда объявляется "крестовый поход", то, по существу, это поход не против коммунизма. Или, точнее, не только против коммунизма. Конечно, Советский Союз, государства социалистического содружества представляются тем, кто сегодня у власти в Вашингтоне, главным потенциальным противником, потому что мы сковываем их, мы не даем им возможности хозяйничать в мире так, как им это хотелось бы. Но "крестовый поход" - это поход против всего человечества, поскольку сегодняшний курс Вашингтона - курс на мировую гегемонию. Это поход против всех, включая союзников.
Сейчас Америка ведет всевозможные экономические войны со своими союзниками, войны безжалостные, жестокие. Американские стратеги планируют использовать территорию Западной Европы в качестве плацдарма для ведения ядерной войны Рейган недавно открытым текстом во всеуслышание говорил о том, что возможна тактическая ядерная война в Западной Европе. Это вызов всему человечеству, это всеобщая угроза.
ЗОРИН: Ситуация сложная, перед человечеством встали очень серьезные задачи. Но, видимо, потому мы и имеем смелость вслух говорить о трудностях этих проблем, что исходим из того: проблемы эти решаемы. Не так ли?
КОБЫШ: Конечно, решаемы. Хотя я бы предостерег против излишне розового оптимизма. Нужно очень точно и четко учитывать все факторы, которые определяют обстановку в мире. Сегодня решающее значение имеют в числе прочего вот такие моменты. У власти в США сейчас оказались представители правящего класса, которые ведут курс, объективно чреватый возможностью развязывания ядерной войны. С другой стороны, существует могучий потенциал Советского Союза, других социалистических стран, их союзников. Потенциал в том числе оборонный.
К тому же, я бы особо отметил невиданное по размаху и по влиянию антивоенное, антиядерное движение, развернувшееся сейчас в мире. Это вообще новый феномен, и он оказывает огромное воздействие на положение дел в мире, и в том числе на политику Вашингтона, стран НАТО, вообще агрессивных реакционных кругов.
Это и дает основание для оптимизма. Силы, которые противостоят угрозе, исходящей от безответственных людей, более могучи.
ВЕЛИХОВ: Такой поворот неожидан для самих США. Силы, которые обычно стояли на разных полюсах, сейчас объединились. Не в малой степени эти силы были вызваны к жизни именно воинственными заявлениями администрации и пониманием того, что это может привести к катастрофе.
Например, американские католики, которые всегда примыкали к правым силам. Сегодня они агитируют не за большее количество вооружений, потому что большее количество вооружений уже не дает большей безопасности для США, а, наоборот, утверждают, что гонка ядерных вооружений аморальна.
Религиозные лидеры США, ученые, активно выступающие за замораживание ядерных вооружений, студенческое движение - все эти силы, далеко не всегда прогрессивные, стоящие на разных идеологических позициях, сливаются в одно мощное антиядерное движение.
КОБЫШ: Любопытная, на мой взгляд, закономерность. Вообще в Америке четыре фигуры являются решающими для общественного мнения и для повседневной жизни населения. Это врач, учитель, священник, адвокат. И вот из этих четырех фигур три уже активно участвуют в антивоенном движении. Это, конечно, имеет решающее значение.
Вообще времена, которые в пушкинском "Борисе Годунове" обозначены как время, когда народ безмолвствует, прошли. Вот недавно в Вашингтоне с большой помпой в совершенно определенных целях была объявлена программа "публичной дипломатии". Программа преследует чисто демагогические цели, цели обмана и даже цели диверсионные. Но вместе с тем это крайне любопытно с той точки зрения, что сегодняшние американские руководители вынуждены заговорить о публичной дипломатии. Это абсолютно новая ситуация. И правящий класс Америки и его представители в Белом доме в этом смысле чувствуют себя крайне неуютно, чтобы не сказать, что они загнаны в угол.
ЗОРИН: Это, однако, не значит, что руководители Вашингтона прониклись здравыми идеями, это значит, что им приходится отдавать дань времени. Другого политического выхода в реальной обстановке у них нет.
ВЕЛИХОВ: Задача ядерного разоружения, отказ от ядерного оружия - очень серьезная и трудная задача. Сегодня необходимо, чтобы человечество было едино в своем желании полностью отказаться от ядерного оружия.
Но мы ведь решали крупные проблемы. Цивилизации угрожал фашизм. И весь мир объединился и уничтожил эту опасность. И тогда мы и наши западные союзники сумели преодолеть разделяющие нас идеологические разногласия перед лицом общего врага.
Сегодня наш общий враг - ядерное оружие. Мы его сами изобрели. И теперь мы вместе должны загнать этого джинна в бутылку.