Из сообщений печати известно, что в Соединенных Штатах началась подготовка к президентским выборам 1984 г. Официально объявили о намерении добиваться выдвижения своих кандидатур в президенты от демократической партии сенаторы Г. Харт, А. Кренстон и бывший вице-президент США У. Мондейл. Похоже, что от республиканской партии собирается баллотироваться на второй срок Р. Рейган.
Расскажите, пожалуйста, каковы механизм выборов и полномочия президента США.
В. Орлов, пропагандист, Москва
В УСЛОВИЯХ господства двухпартийной системы выборы в США лишены подлинной альтернативы. Все их назначение сводится лишь к распределению государственной власти между отдельными группировками правящей элиты. Резкую характеристику сущности буржуазных партий дал в свое время Ф. Энгельс. "Мы видим там, - писал он, - две большие банды политических спекулянтов, которые попеременно забирают в свои руки государственную власть и эксплуатируют ее при помощи самых грязных средств и для самых грязных целей, а нация бессильна против этих двух больших картелей политиков, которые якобы находятся у нее на службе, а в действительности господствуют над ней и грабят ее".
ПРЕЗИДЕНТ... ВОЛЕЙ МЕНЬШИНСТВА
В США нет прямых выборов президента, там действует двухступенчатая система.
Голосующие фактически отдают свои голоса за конкретных кандидатов на пост президента и вице-президента от той или иной партии. Однако формально эти голоса получают так называемые выборщики.
Кандидатуры выборщиков подбираются обычно из партийных функционеров среднего звена от каждой из участвующих в выборах политических партий. С избирателями их состав не обсуждается.
Выборщики никакого самостоятельного значения не имеют. Это не более чем счетные единицы. Ведь они обязаны голосовать за кандидатов только той партии, от которой были избраны.
Те кандидаты на пост президента и вице-президента, которые получают абсолютное большинство голосов выборщиков, считаются избранными.
Проигравшая партия, получив хотя бы на один голос меньше соперничающей, не посылает выборщиков от штата. Поэтому нередко получается большое несоответствие между числом избирателей, проголосовавших за кандидата по стране в целом, н числом выборщиков, чьи голоса он получил. Например, в 1960 г. за Кеннеди проголосовали 34221 тыс. избирателей, а получил он голоса 303 выборщиков. Кандидатуру его соперника Никсона поддержали 34109 тыс. избирателей, но ему достались голоса лишь 219 выборщиков.
В итоге этих манипуляций, да еще при систематическом снижении числа избирателей, участвующих в выборах, новый президент, как показывает американская практика, избирается во многих случаях отнюдь не большинством голосов. Так, в президентских выборах 1968 г. участвовало 60 проц., в 1972 - 55,4 проц., в 1976 - 54,3 проц., в 1980 г. - 52,5 проц. избирателей.
Поскольку голоса участвующих в выборах разделяются между кандидатами от отдельных партий, избранным оказывается кандидат, за которого голосовало гораздо менее половины общего числа избирателей. Так, Дж. Картер был избран президентом всего 27% американцев, имеющих право голоса, за Рейгана же было подано только 26,2% голосов избирателей.
КАК "ПРОДАЮТСЯ" КАНДИДАТЫ
После утверждения на съездах демократической и республиканской партий их кандидатов на пост президента и вице-президента огромные пропагандистские машины обеих партий приступают к всемерному расхваливанию своих кандидатов и выискиванию недостатков у кандидатов соперничающей партии. Сами же кандидаты активно выступают по радио и телевидению, разъезжают по стране, стремясь демагогическими речами и обещаниями завоевать популярность у рядовых американцев. Как свидетельствует американская действительность (особенно в годы правления Рейгана), эти обещания после выборов почему-то "забываются".
Для рекламирования своих кандидатов перед избирателями обе соперничающие партии не жалеют сил и средств. По-американски это так и называется - "продать кандидата".
По данным счетного управления США, расходы на выборы в 1980 г. составили: у республиканской партии - более 62 млн. долл., у демократической - свыше 56 млн. долл. Главные источники ассигнований - кассы крупнейших монополий. Это и понятно, поскольку выборы в США сводятся к замене одного ставленника крупных монополий другим, без каких-либо изменений в лучшую сторону для широких масс.
АДМИНИСТРАЦИЯ КОНГРЕССУ НЕПОДОТЧЕТНА
И вот, наконец, президент избран и вступает в должность. Столь же мало общего имеет с демократией и система президентского правления. Становясь главой государства, хозяин Белого дома одновременно обретает функции главы правительства, главнокомандующего вооруженными силами страны, единоличного руководителя всей федеральной системы исполнительной власти, главного дипломата. Президент назначает и смещает министров и высших чиновников, руководителей отдельных видов вооруженных сил. Намеченные президентом кандидаты на высшие государственные посты представляются конгрессу для голосования. Но в подавляющем большинстве случаев это чисто формальная процедура.
Конгресс США не обладает правом вынесения вотума недоверия правительству в связи с неодобрением его политики. Правительство в целом не подотчетно конгрессу, хотя по отдельным вопросам его политики или деятельности тех или иных членов кабинета конгресс имеет право провести "слушания" на заседании соответствующей комиссии. Но результаты таких "слушаний" не являются обязательными для него. Поскольку конгресс не может вынести вотума недоверия правительству, он не может и заставить его уйти в отставку или произвести реорганизацию своего состава.
Администрация США, по сути дела, не является коллегиальным правительственным органом, ее члены ответственны только перед президентом и обязаны осуществлять только его политику. К тому же это не единственный орган президентского правления. Существует разветвленная и громоздкая система комитетов, назначаемых президентом и подотчетных только ему. Под руководством президента действуют такие влиятельные органы, как Совет национальной безопасности, ФБР, ЦРУ и др., не имеющие конституционного статуса и фактически не подотчетные конгрессу.
Кроме того, существует мощный аппарат Белого дома - целый штат советников и помощников президента, которых он назначает из числа преданных ему лиц, нередко по приятельским или меркантильным соображениям.
Таким образом, политическая практика Соединенных Штатов наглядно свидетельствует, что демократия в капиталистическом обществе является чисто формальной и служит обеспечению классового господства буржуазии.
С. ВИСКОВ, доктор историческим наук
* * *
Голосуют "мертвые души"
Прошлогодние ноябрьские выборы в конгресс США в г. Чикаго характеризовались массовыми фактами мошенничества и подлога. Федеральное большое жюри в этом третьем по величине городе США официально выдвинуло обвинения в махинациях против семи человек - руководителя одного из избирательных участков, трех членов избирательных комиссий и трех официальных лиц демократической партии.
В ходе проведенного расследования установлено, что все они замешаны в разного рода правонарушениях. Так, в одном из участков в урны опускались избирательные бюллетени от имени людей, проживавших в домах для престарелых и не помышлявших принимать участие в голосовании. Предприимчивые политиканы опускали бюллетени за "мертвых душ" - уже давно умерших жителей города, а также за незарегистрировавшихся, а потому не имевших права голосовать горожан.
Наконец, активно шла в Чикаго и торговля голосами. Цена за голос в пользу нужного кандидата была невелика - всего два доллара. Обработка неразборчивых избирателей проводилась, в частности, у входа в магазины, торгующие спиртными напитками.
В пропагандистском арсенале Вашингтона, как известно, восхвалению "свободных выборов" в США отводится особое место, но есть в американском политическом лексиконе и такое выражение: "Конгресс - самое лучшее, что можно купить за деньги". Выборы в Чикаго - наглядная иллюстрация истинного характера выборов по- американски.
ИЗ ПОСЛЕДНИХ СООБЩЕНИЙ
По данным опроса общественного мнения, проведенного институтом Гэллапа, менее половины американцев - 46 проц. - одобряют деятельность Р. Рейгана на посту президента. Лишь 36 проц. опрошенных поддержали идею выдвижения кандидатуры Рейгана на второй срок, причем среди сторонников республиканцев каждый третий - против того, чтобы Рейган добивался переизбрания.
(ТАСС)
УЧАСТИЕ АМЕРИКАНЦЕВ В ВЫБОРАХ (в процентах от общего числа имеющих право голоса)