ТОМУ, КТО В ЭТИ ДНИ по долгу службы или из любви к кино, смотрит много фильмов на проходящем в нашей столице международном кинофестивале, не может не броситься в глаза одна весьма характерная особенность. Заключается она в том, что во многих, очень многих западных картинах, даже независимо от их жанра, о чем бы ни шла в них речь, почти непременно так или иначе затрагивается тема насилия или по крайней мере присутствует его атрибут - оружие. Насилие как универсальный способ решения всех проблем - социальных, нравственных, любовных...
Конечно, среди демонстрирующейся в различных кинотеатрах Москвы продукции кинокомпаний всего мира немало детективов, где преследование, стычки и перестрелки - естественный и необходимый антураж, диктуемый законами жанра.
Однако и в картинах совсем иных, далеких от детектива и по стилистике и по теме, то и дело появляются разные элементы детектива - то как фон, то врываясь в повествование, а иногда и просто так, без особого оправдания.
...В женской сумочке молодой девушки (интересный, глубокий фильм итальянского режиссера Д. Коменчини "Ищем Иисуса") обнаруживается пистолет. Она оказывается террористкой, участвует в покушении, проваливает его из-за того, что не решается стрелять, и за это ее убивают "свои".
Молодой парень все время вертит в руках револьвер (западногерманский молодежный музыкальный фильм "Наш ансамбль"), раздумывая, как его использовать с выгодой.
Враждующие, разделенные обществом группы молодых людей, зараженных социальной ненавистью друг к другу (американский фильм режиссера Ф. Копполы "Изгои" - см. "АиФ" N 28), по любому поводу выхватывают и пускают в ход ножи в споре друг с другом.
Направо и налево разбрасывают трупы на пути к овладению ворованным золотом (развлекательный французский фильм "Богач") люди, которых авторы подают милыми и добрыми.
Лишь с помощью похищения известного актера, шантажируя телекомпанию (американский фильм "Король комедии"), удается тщеславному молодому человеку добиться признания и славы в шоу-бизнесе.
На протяжении всего комедийного фильма держат заложников под дулом пистолета и карабина ("Грог", Италия)двое испуганных и растерянных преступников, сбежавших из тюрьмы.
Полностью на насилии основана французская картина "Цена риска", насилии жестоком, нарочитом, бессмысленном (если не считать погоню за популярностью и прибылями телекомпании, которая, стремясь заработать на низменных инстинктах людей, затеяла трансляцию охоты нескольких убийц на выбранную жертву, отчаявшуюся иным способом разбогатеть и как-то изменить свою тяжелую, беспросветную жизнь).
Этот список можно продолжить. Ловишь себя на том, что уже начинаешь привыкать к легкости, с какой различные по характеру и судьбе персонажи достают (из-за пояса, из кармана или ящика стола - оно под рукой) оружие и целятся в человека. Что это - желание создателей картин драматизировать ситуацию с помощью острой приправы? Нет, думается, дело не только в этом. Ведь кино - это зеркало жизни.
ЧТО В НЕМ ОТРАЖАЕТСЯ?
Очевидно, правдиво или искаженно, но реальности жизни. А каковы они? Вот лишь некоторые из сообщений западной печати и информационных агентств.
* По свидетельству американского журнала "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", вопреки утверждениям представителей вашингтонской администрации преступность в США отнюдь не снижается. Каждые 2,4 секунды там происходит то или иное правонарушение: каждые 5 секунд - квартирная кража, 58 секунд - ограбление, 6 минут - изнасилование, а каждые 24 минуты - убийство.
Разгул преступности довел американцев до того, что с приходом темноты они боятся высунуть нос за дверь своего дома. Раньше по этикету президент с супругой встречали гостей, приглашенных на приеме Белый дом, у входа, а теперь в целях безопасности эта церемония перенесена за порог, внутрь здания. Р. Рейгану же хорошо известна приведенная выше статистика. Он сам говорил о "поразившей страну эпидемии преступности".
* Молодежная преступность в Японии достигла рекордной отметки за все послевоенное время. В прошлом году полицией были задержаны 185 тыс. молодых правонарушителей в возрасте от 14 до 19 лет, что составляет 44 проц. всех зарегистрированных преступлений.
* По официальным данным британского министерства внутренних дел, число серьезных преступлений на территории Англии и Уэльса в 1981 г. выросло на 10 проц. и достигло 2 964 тыс.
* В 1981 г. в метро французской столицы было совершено вдвое больше, чем в 1980 г., нападений на пассажиров - 1500. В прошлом году они составили 10 проц. всех преступлений в Париже.
* Итальянский еженедельник "Эуропео" опубликовал данные о ежегодном "обороте капитала" трех крупнейших итальянских преступных организаций - мафии, каморры и ндрангетты: распространение наркотиков - 7500 млрд. лир, ставки на бегах - 4000 млрд., укрывательство краденого - 2000 млрд., подпольные игорные дома - 1000 млрд., контрабанда - 1000 млрд., фальшивые деньги - 500 млрд., похищение людей с целью получения выкупа - 50 млрд. лир.
И этот список можно долго продолжать. Это лишь незначительная часть имеющихся данных. Удивительно ли, что люди в мире чистогана живут в страхе - страхе за свою жизнь. И страх этот подстегивается, даже лучше сказать, определяется милитаристским психозом, насаждаемым в натовских странах. Появились и дельцы, эксплуатирующие этот страх, - они стали строить атомные бомбоубежища, выпускать пуленепробиваемую одежду, специальные "повышенной секретности" замки, организовывать бюро, обеспечивающие клиентам телохранителей, и т. п.
ИСТОЧНИК НАСИЛИЯ
Вот все это и отражается в зеркале кинематографа. Реальная жизнь подсказывает сюжеты ситуации и аксессуары. Словом, она проникает в кино, даже если авторы к этому не стремятся.
Любопытная деталь: даже в полицейских лентах борьба с гангстерами носит такой характер, что ее трудно отличить от вражды между соперничающими бандами - методы полицейских мало чем отличаются от преступных (французская лента "Доносчик"). Не потому ли и среди населения полицейские, как правило, не пользуются даже сочувствием - им все отказываются помогать.
Это в лучшем случае. А зачастую, выражая стихийный протест, люди с видимым удовольствием участвуют в одурачивании и даже избиении "блюстителей порядка" ("Конвой", США), пользуясь случаем выместить на них свои горести и разочарования, отомстить за произвол и несправедливости, чинимые властями и самими полицейскими. Не потому ли так часто подлинными героями картин, выходящими сухими из воды, вызывающими сопереживание зрительного зала ловким умением обвести вокруг пальца и гангстеров-соперников и тупых, жестоких "фараонов", становятся умные, обаятельные и благородные преступники в исполнении таких, "звезд", как Ален Делон ("Неукротимый", Франция).
"Наше общество, - писала английская газета "Дейли миррор", - разъедается какой-то ужасной болезнью. Вчерашние "дети без будущего" стали сегодняшними родителями, у которых нет перспективы. А нынешние дети растут в еще более неперспективном обществе. Так оно само создает условия для насилия".
Верно. Хотя хочется добавить: общество, в котором правит его величество капитал, не просто создает условия для насилия, оно основано на насилии, постоянно питает его и служит его источником. В яростной борьбе за выживание ставка лишь на силу.