СОВЕТАМ принадлежит в СССР вся полнота власти. Тщетны всяческие попытки буржуазных идеологов умалить этот факт, представить дело таким образом, что Советы якобы целиком зависят от "центра", не в силах решать актуальные жизненные проблемы, проявляют в этом мало инициативы. Против клеветнических утверждений наших противников выступает сама жизнь.
"Советы народных депутатов, - говорится в Конституции СССР, - непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь".
В настоящее время в стране действует 51,6 тыс. Советов народных депутатов, в которые избрано 2,3 млн. депутатов. Эффективное выполнение ими своих государственных обязанностей, в том числе и по руководству экономикой, имеет исключительно большое значение. Советы утверждают планы экономического и социального развития, бюджеты, заслушивают отчеты об их выполнении, рассматривают другие вопросы.
Определяющее значение для этой стороны деятельности Советов имеет принятое в 1981 г. постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР "О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве".
Реализация намеченных в этом документе мер активизировала работу Советов по руководству государственным и хозяйственным строительством.
Из 870 тыс. вопросов, рассмотренных на сессиях местных Советов в прошлом году, больше половины носили непосредственно социально-экономический характер.
Вот некоторые факты, характеризующие эту работу. При подготовке плана на 1983 г. 60 исполкомов краевых и областных Советов, Советов Министров АССР, входящих в РСФСР, внесли предложения об увеличении выпуска товаров народного потребления предприятиями союзного и республиканского подчинения на 430 млн. руб. На Украине в целях более рационального использования трудовых ресурсов прирост численности рабочих и служащих, намечавшийся на 1983 г., после согласования с Советами был уменьшен на 146,6 тыс. человек.
Опираясь на свои возросшие полномочия, многие местные Советы находят теперь новые формы руководства территориальной экономикой. Так, в Латвийской ССР вопросы хозяйственного и социально-культурного строительства рассматриваются на совместных заседаниях исполкомов районных и городских Советов и республиканских ведомств. В Грузии проводятся эксперименты, имеющие цель найти оптимальную систему сочетания отраслевых и территориальных принципов управления.
Вот уже год в городе Поти успешно работает территориально- межотраслевое объединение. Комплексное использование сырья для увеличения полезной производству и населению продукции, рациональная загрузка производственных мощностей, создание новых предприятий для местных нужд за счет возросших бюджетных доходов и вновь образованных централизованных фондов - эти и другие начинания способствуют преодолению ведомственных барьеров в деле повышения эффективности использования всех территориальных ресурсов. На 1983 г. плановые задания по производству промышленной продукции всеми предприятиями города в целом с участием Совета увеличены на 5,6 проц. по сравнению с контрольными цифрами.
Установленный порядок, при котором в состав территориальных планов экономического и социального развития включаются необходимые показатели всех предприятий и организаций вышестоящего подчинения, позволяет Советам реально обеспечивать согласованность в решении экономических и социальных задач. В Красноярском крае, например, в планах предприятий союзного и республиканского подчинения учтено около 6 тыс. предложений местных Советов.
Значительно расширены полномочия местных Советов в связи с перестройкой управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, в которых занято около 40 проц. работающих и создается 42 проц. национального дохода страны. Территориальные органы управления агропромышленным комплексом, созданные по решению Советов, несут полную ответственность за максимально возможное самообеспечение высококачественными продуктами питания и формирование общесоюзного продовольственного фонда.
Результаты этой деятельности, как показывает практика, выше там, где при решении важных хозяйственных вопросов Советы обеспечивают их коллективное, деловое обсуждение, гласность, регулярную отчетность нижестоящих государственных органов перед вышестоящими и перед населением, широкое привлечение граждан к участию в работе Советов.
В 1982 г. практически все исполкомы местных Советов отчитались о своей работе на сессиях, на собраниях трудовых коллективов, по месту жительства граждан. По отчетам исполкомов проведено свыше 360 тыс. собраний, в которых приняло участие 57,4 млн. человек. Население страны регулярно и подробно информируется о работе органов государственной власти и управления, принимаемых ими решениях. Надежной опорой Советов являются свыше 2,2 млн. организаций общественной самодеятельности населения, в которых работают 31,4 млн. человек.
Сказанное, конечно, не означает, что нет у нас в этом важном деле недостатков, проблем, что всюду работа Советов по руководству экономикой ведется на должном уровне. Сложившиеся формы и методы управления хозяйством со стороны Советов нуждаются в приведении их в соответствие с требованиями, предъявляемыми достигнутым уровнем материального, технического, социального и духовного развития общества.
Всю свою работу, в том числе и по вопросам управления экономикой, Советы строят под руководством Коммунистической партии. В повышении инициативы, деловитости и ответственности Советов, правильном сочетании демократических и профессиональных начал в их деятельности, четком взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями партия видит реальный путь дальнейшего возрастания роли представительных органов в экономическом развитии страны.
Среди депутатов местных Советов рабочие составляют 44,3 проц., колхозники - 24,9 процента.
Л. ЗЛОМАНОВ, доктор экономических наук