Интервью корреспондента АПН с министром юстиции СССР В. И. ТЕРЕБИЛОВЫМ
В последнее время было принято немало различных законодательных актов. В связи с этим хотелось бы знать, как проходит работа по обновлению нашего законодательства.
Г. Колчанова, Пермская обл.
- Участие в законопроектной работе - одно из основных направлений деятельности Министерства юстиции. Каково сейчас положение в области законотворчества в СССР?
- Законотворческая работа всегда занимала важное место в деятельности Советского государства, но особенно активно Она ведется последние 10 - 12 лет. Важной ее частью стало, например, издание в 1970 - 1976 гг. Собрания действующего законодательства СССР. Целью издания было свести воедино все действующие правовые акты, выявить и устранить устаревшие.
Собрание действующих законов дало возможность приступить в 1977 г. к изданию Свода законов СССР. Работа над Сводом заключается не только в дальнейшем совершенствовании, систематизации, но и в обновлении законодательства, восполнении пробелов в правовом регулировании государственных, экономических, социальных и других вопросов.
О ее характере можно судить хотя бы по первому тому Свода. В нем помещено 160 законодательных актов: часть из них новые, в 42 внесены дополнения. В ходе подготовки этого тома признаны утратившими силу более 70 нормативных актов. Таким образом, значительное количество актов было обновлено и усовершенствовано, а число их без ущерба для полноты законодательного регулирования сокращено почти в раза. Это позволяет значительно упростить пользование Сводом.
- Чем же вызвано такое активное обновление законодательства?
- Причин несколько. Во-первых, возникла необходимость действующие акты привести в соответствие с положениями принятой в 1977 г. новой Конституции СССР. Некоторые новые законы, например, о Совете Министров СССР, о народном контроле, были прямо названы в тексте Конституции, разработка других вытекала из смысла ее положений. Например, право на труд было в новой Конституции дополнено правом выбора профессии, рода занятий и места работы, что, естественно, привело к необходимости дополнения законодательства о труде; в соответствии с новой Конституцией был разработан и принят Закон об адвокатуре и т. д.
Во-вторых, как уже говорилось, подготовка Свода законов потребовала устранения множественности актов по одним и тем же вопросам, объединения разрозненных норм. Например, на протяжении многих лет Советское правительство неоднократно принимало постановления о расширении льгот для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. При подготовке Свода все они были объединены, в результате чего были признаны утратившими силу полностью или частично около 30 нормативных актов по этому вопросу.
В-третьих, некоторые акты появляются как следствие необходимости урегулирования возникающих проблем. Так, за последние годы разработан Закон об охране природы. Или, скажем, принятый в минувшем году комплекс мер по развитию сельскохозяйственного производства потребовал разработки законодательных актов, направленных на совершенствование экономического механизма, улучшение правового регулирования отношений в сельском хозяйстве.
- Не противоречит ли активное обновление законодательства его стабильности?
- Чтобы оставаться эффективными, правовые нормы должны отражать происходящие в обществе изменения, должны сами изменяться и развиваться.
Скажем, огромный размах строительства новых квартир позволил в 1981 г. включить в Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик новую норму о том, что каждой нуждающейся в том семье государство предоставит отдельную квартиру. Нет сомнения, что это будет воплощено в практику. Спрашивается: почему же это важное право граждан не закрепить в законе? Нельзя во имя ложных "традиций" жить по законам столетней давности - это неестественно и неразумно. Но, конечно, проводя совершенствование законодательства, мы отчетливо понимаем важность его стабильности и потому стремимся создавать новые законы такими, чтобы они действовали многие годы.
- Следовательно, "портфель" законопроектов не пустует. Какие же законы находятся в стадии разработки?
- Только что закончена работа над проектом нового Воздушного кодекса СССР, Закона о трудовых коллективах. Сейчас в стадии подготовки находятся проекты Законов о внешней торговле и о других видах внешнеэкономической деятельности и целый ряд других законодательных актов.
- Как осуществляется работа по подготовке законопроектов?
- Подготовка законов ведется по утвержденному государственному плану. Это, однако, не исключает возможности внести в высший орган государственной власти СССР проект закона, не предусмотренного планом. Такие предложения могут выдвинуть депутаты Верховного Совета СССР, общественные организации в лице их общесоюзных органов, другие органы, обладающие в соответствии с Конституцией правом законодательной инициативы.
Законопроекты готовятся коллективно. В работе над ними участвуют министерства и ведомства, Советы народных депутатов, ученые, широкие круги общественности.
Совсем недавно так обсуждались проекты Закона об охране атмосферного воздуха, Закона об охране и использовании животного мира и многие другие. Широкий резонанс вызвал проект принятого восьмой сессией Верховного Совета СССР в нынешнем году Закона СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями.
Участие в подготовке проектов законов не только опытных юристов, работников государственного аппарата, но самых широких кругов граждан СССР, общественных организаций способствует более качественной подготовке законопроектов.