Эскалация агрессивных милитаристских действий Вашингтона привела к серьезному обострению обстановки в Центральной Америке. В частности, вашингтонская администрация уже не скрывает своего намерения вооруженным путем помешать демократическому развитию Никарагуа.
Сегодня мы публикуем изложение интервью координатора Руководящего совета правительства Национального возрождения Никарагуа Даниэля Ортеги, данного им американским журналистам.
У НАС, говорит никарагуанский руководитель, множество самых разнообразных проблем, среди которых не последнее место занимает и война Рейгана против нас. Но мы готовы к отражению агрессии со стороны США в Центральной Америке. Мы уже сейчас отражаем попытки вторжения на наших границах, это лишь первый этап. Мы сейчас преисполнены такой же решимости, как когда-то вьетнамцы, противостоять вторжению и агрессии. Ибо, судя по тому, как развиваются события сейчас, Никарагуа может для США превратиться во Вьетнам 80-х годов.
Администрация Рейгана играет с огнем - с огнем, который, когда он разгорится, потушить будет очень нелегко, с огнем, который очень быстро может распространиться повсюду. Впрочем, они делают это не только по отношению к нам. Играть например, с ядерным оружием - это значит вести очень опасную игру. С того момента, как ядерное оружие перестало быть монополией одной страны, стремление к господству стало абсурдным. Все, кто упорно стремится к занятию господствующего положения, рискуют не только судьбой собственного народа, но и всего человечества. Мы не можем отделить такой феномен, как агрессия Рейгана против Никарагуа в Центральной Америке, от той напряженности, которую он порождает на международной арене; дело в том, что огонь, зажженный здесь, может привести к возникновению еще более крупных пожаров.
Д. Ортеге был задан вопрос, соответствует ли действительности заявление его брата, министра обороны Умберто Ортеги, корреспонденту "Нью-Йорк таймс" о том, что, если бы США развернули в Европе новые ракеты, Никарагуа могла бы дать согласие на развертывание советских ракет на своей территории.
Корреспондент "Нью-Йорк таймс", ответил он, скорее всего неверно понял слова Умберто. Тот не мог употребить подобных выражений, поскольку такой ситуации просто не существует. А существует, и совершенно определенно, стремление Рейгана и его советников вернуть себе поддержку американской общественности и запугиванием заставить европейцев поддерживать себя. С такими утверждениями выступают исключительно люди Рейгана. Те ракеты, которые у нас, в Никарагуа, действительно есть, - это люди, это наш никарагуанский народ, и нам кажется, что это очень мощное оружие, куда более мощное, чем созданные учеными ракеты.
На вопрос о поддержке со стороны СССР никарагуанский руководитель упомянул экономическую поддержку, помощь в развитии страны, например, в сооружении гидроэлектростанций. Администрация Рейгана, подчеркнул Д. Ортега, утверждает, будто мы получаем советскую военную помощь. Джин Киркпатрик (постоянный представитель США в ООН. - Ред.) не устает твердить о невообразимом числе каких-то военных советников из СССР, Болгарии и ГДР, которые якобы работают в Никарагуа. Все эти цифры вымышлены. Мы, сказал Ортега, прилагаем самые активные усилия к подготовке собственных кадров, не отказываясь в то же время от минимально необходимой помощи со стороны советников.
С другой стороны, Никарагуа имеет полное право приобретать истребители - будь то советские МИГи или самолеты любого другого производства. Почему бы нам и не иметь собственных военно-воздушных сил для обороны своей страны? Мы, напомнил Д. Ортега, пытались получить оружие в Соединенных Штатах, однако наткнулись на непреодолимый заслон.
Что же касается модернизации аэропортов, то ее осуществление планировалось еще при Сомосе! Взлетно-посадочные полосы действительно были слишком короткими для приема больших самолетов. Были случаи, когда американские самолеты на могли безопасно произвести на них вынужденную посадку. Поэтому и возникли планы удлинить взлетно-посадочные полосы.
Но люди должны понимать, отметил никарагуанский руководитель, что наша страна загнана в угол, что против нас ведется агрессия и что мы вынуждены покупать оружие везде, где только возможно. Вспомните, как американский народ в ходе борьбы за независимость от англичан старался закупать оружие где только мог.
Утверждения о том, будто это оружие предназначено не для самозащиты, а для экспорта революции во всей Центральной Америке, не соответствуют истине. Самой мощной движущей силой, порождающей революции в Латинской Америке, являются сами Соединенные Штаты. Ведь именно США поддерживали таких диктаторов, как Сомоса. Во всех странах Центральной Америки господствуют одинаковые условия - безработица, эксплуатация, голод. Поэтому, сколько бы "выборов" в этих странах американцы ни проводили, как бы ни подавляли народные выступления, все всегда сводится к одному - в стране складывается революционная ситуация. Что бы ни говорил Рейган, Никарагуа тут ни при чем. Это- следствие антинародной политики империализма.
Никарагуа обвиняют в том, будто оттуда идет оружие сальвадорским повстанцам. Между тем главным поставщиком оружия для них является правительство США. Ведь оружие, получаемое повстанцами, - это то оружие, которым Вашингтон вооружает солдат правительственных сальвадорских войск. Это оружие неизменно захватывают партизаны. Так что, чем больше оружия США отправляют в Сальвадор, тем больше его становится у революционеров.
Рейган лжет, утверждая, что он пытается начать с Манагуа переговоры, сказал Д. Ортега, Никарагуа не раз просила определить основы для начала диалога. В ответ Вашингтон выдвигает целый ряд самых различных предварительных неприемлемых условий. Позиция США представляется бесперспективной. Насколько раз за последние несколько лет между Манагуа и Вашингтоном устанавливались контакты, но они практически никуда не ведут, хотя Никарагуа готова к переговорам по нормализации отношений с США.