Примерное время чтения: 6 минут
325

ЛИЦО "СВОБОДНОГО МИРА". "Культурный империализм" США в Европе

В. БОНДАРЕНКО, кандидат филологических наук

ПОСЛЕДНИЕ три десятилетия капиталистические страны Западной Европы все больше сталкиваются с опасностью утраты своей самобытности, национальной культуры, уступая натиску "культурного империализма" США - заокеанского образа жизни, американской "массовой культуры". Культурная экспансия США не ограничивается экспортом готовых изделий "массовой культуры", для большинства которой характерна пропаганда насилия, жестокости, порнографии и т. п. Теперь уже и собственная продукция средств массовой информации в западноевропейских странах, самые принципы их деятельности все больше равняются на американские образцы. Не случайно поэтому западные европейцы усматривают в американском информационном и культурном проникновении реальную угрозу: быт, нравы, мышление, даже национальные языки несут на себе глубокий отпечаток заокеанского влияния.

РАСТУЩАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ...

"Нет ни одного ранца, майки, куртки, которые не были бы расцвечены флагом Соединенных Штатов, на которых не было бы слов, прославляющих благодеяния американской цивилизации! - не сдерживает гнева французский кинорежиссер Ж. Блэн на страницах "Монд". - Куда ни бросишь взгляд, Америка всюду подрывает нравы нашей страны, нашего народа, и в этих условиях французская культура может превратиться лишь в свое жалкое подобие. Мощнейшим инструментом этой политики является кино: посредством множества фильмов Соединенные Штаты впрыскивают яд в душу народа, стремятся обескровить культуру, навязать нам свои стереотипы".

Столь же тревожная интонация и в книге его соотечественника Ж. Тибо под названием "Колонизованная Франция". На пороге 80-х годов, делает вывод французский публицист, стало очевидным, что в культурном отношении Франция "околонизована" Соединенными Штатами. Другие же западноевропейские страны, по его мнению, "колонизованы" в еще большей степени. Обратимся к фактам.

Для шведов, например, как пишет шведская писательница С. Лидман, Джеймс Бонд стал необходимостью наравне с хрустящими хлебцами в повседневном рационе. В итальянском фильме "Распад" скромный провинциальный конторщик, прежде чем совершить какой либо поступок, мысленно ставит себя в положение героя того или иного американского кинофильма, а потом уже "переводит" с языка фантазии на язык окружающей его реальности.

Тревогу вызывает у западных европейцев будущее их детей, молодежи. Растущее поколение в силу ряда причин легко поддается воздействию американских и американизированных средств массовой информации, легко усваивает стандарты "американского образа мыслей". "Наши дети растут слишком похожими на американских детей", - подобные сетования можно услышать в любой западной части европейского континента.

А недавно английская "Гардиан" писала, что в наши дни "молодежь впитывает в себя все то, что ассоциируется с Голливудом и Нью-Йорком, так же естественно, как воздух".

Американское культурное проникновение, "тихое", но оттого особенно эффективное, чем дальше, тем больше тревожит прогрессивную западноевропейскую общественность. И прежде всего деятелей науки, литературы, культуры, общественных организаций, стремящихся отстоять значение европейских национальных художественных ценностей.

ЭМОЦИИ И ФАКТЫ

Ныне протест против культурного господства США достиг, можно сказать, государственного уровня. Министр культуры Франции Ж. Лонг, выступая на международной конференции по вопросам культуры в 1982 г. в Мехико, гневно восклицал: "Почему мы миримся с таким вмешательством? Почему соглашаемся с таким обезличиванием? Долго ли мы будем бездействовать? Неужели наши государства подобно решету будут пассивно пропускать через себя всю зрелищную продукцию, которой их бомбардируют? Неужели наша участь - стать вассалами гигантской империи тех, кто заботится только о своей прибыли?"

Столь резкое выступление на столь официальном уровне (конференция проходила под эгидой ЮНЕСКО) вызвало множество откликов во многих странах мира. Так, например, журнал "Экономист", комментируя выступление Ж. Лонга, привел следующие удручающие факты: французские телезрители смотрят в год 170 американских фильмов и лишь 4 - снятых в соседней ФРГ. Западногерманское телевидение показывает в год 210 фильмов американского производства и только 30 - французского, Испания - 237 фильмов с грифом "Сделано в США". "Культурный империализм" имеет и обратную сторону - самодовольное неприятие культур других народов мира, в том числе и западноевропейских. Достаточно привести такой пример. Если 60 проц. проекционного времени на телевидении европейских стран занимает американская продукция, то в телепередачах США иностранным фильмам отводится лишь 3 проц. проекционного времени.

В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА?

Культурная экспансия США имеет веские причины. Известный американский ученый Г. Шиллер в своей книге "Манипуляторы сознанием" очень верно замечает: "Современное американское засилье в области культуры осуществляется вполне сознательно и преднамеренно". К этому добавим: внешняя культурная экспансия США - это тщательно продуманная акция, развиваемая бок о бок с военно-политической экспансией. Здесь нельзя не подчерк путь и то, какой ущерб приносит западноевропейским странам их верность НАТО и имперская роль США в этом союзе. Очень точно сказал по этому по воду Дж. Олдридж: "Политика отлучения западноевропейских стран от культуры, которую при попустительстве монополистической верхушки в западной части нашего континента проводит американский капитализм, сегодня уже не довольствуется сферой социального воздействия. Она идет дальше, угрожая катастрофой ядерной войны. Именно в этом заключается ныне наиболее грозная опасность для европейской культуры. Вера нынешних правителей Соединенных Штатов в возможность одержать верх в "ограниченной" ядерной войне в Европе, создание ими нейтронной бомбы, планы размещения крылатых ракет на европейской земле - все это создает большую угрозу не только для европейской культуры, но для самой жизни на континенте".

По сути дела, страны Западной Европы беззащитны перед напором американской "массовой культуры" и потому, что в них не существует законодательных ограничений на подобную продукцию. Вопрос о том, как общество должно контролировать количество такого "товара" (например, ввоз видеокассет, их производство и продажа), только начинает обсуждаться.

Культурное господство США в той или иной мере охватило все капиталистические страны Западной Европы (да и не только Европы), оказывая на их национальную культуру, сознание людей свое пагубное влияние. И тем не менее у него немало защитников. Технократы, например, заявляют, будто культурный империализм неизбежен вследствие колоссального экономического и технологического потенциала Соединенных Штатов, когда, мол, невозможно отделить культуру как интеллектуально-духовный феномен от индустрии культуры.

А вот лингвистический вари ант этой точки зрения. Современная культура унифицируется на основе американских модулей, так как интеллектуалы разных стран пишут и переписываются по-английски. В итоге "культурный империализм" США проникает все глубже во все стороны жизни европейских стран.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно