В крупнейшей нефтяной артерии мира - Персидском заливе, поставки из которого удовлетворяют до 1/3 потребностей в нефти Западной Европы и до 70 проц. - Японии, запылали танкеры и сухогрузы, следующие обычными маршрутами в порты Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта и других прибрежных государств. Такой характер событиям в этом районе мира придало развитие ирано- иракского конфликта.
НА ПРОТЯЖЕНИИ почти 4 лет войны ни одной из сторон не удалось добиться решающего перелома в свою пользу на сухопутном театре военных действий. Попытки Багдада склонить иранских руководителей к прекращению огня и поискам мирных решений встретили негативный отклик в Тегеране. И тогда, в целях оказания дополнительного нажима на Иран, Ирак объявил о введении экономической блокады иранского побережья в северо-западной части Персидского залива, включая остров Харк, где расположены основные нефтепогрузочные мощности страны. Этот район был объявлен зоной военных действий, закрытой для судов, направляющихся в Иран.
В качестве ответной меры иранская сторона заявила, что любая угроза безопасности судов в данном районе в равной степени поставит под угрозу судоходство во всем Персидском заливе, прежде всего в направлении Саудовской Аравии и Кувейта, которых Иран обвиняет в оказании помощи Ираку. Жертвами "танкерной войны" уже стали суда, принадлежащие ряду стран, в том числе Панаме, Либерии, Кувейту и др. У входа в Ормузский пролив скопились десятки танкеров, опасающихся продолжить путь в Персидский залив, а японские судовладельцы приняли решение пока воздержаться от направления сюда своих судов. Как следствие этого, в значительных размерах сократился объем международных перевозок в заливе и не менее чем наполовину - вывоз иранской нефти.
Ракетная канонада в Персидском заливе, вновь обнажив всю бессмысленность ирано-иракского конфликта, еще туже затянула узел противоречий в этом стратегически важном районе земного шара. Рука войны постучалась в двери арабских стран залива.
Первое указание на то - истребительная авиация Саудовской Аравии получила приказ подниматься в воздух по тревоге для защиты судов от нападений иранских самолетов. Группа этих стран обратилась в Совет Безопасности ООН с протестом против действий Ирана и требованием ко всем государствам уважать территориальную целостность стран, не участвующих в военных действиях.
ОСОБУЮ активность в создавшихся условиях проявляет американская администрация, которая усматривает в возникшей напряженности долгожданный повод для того, чтобы вмешаться в дела региона, вплоть до осуществления прямой военной интервенции. Американские ответственные лица от президента до чиновников Пентагона открыто заявляют, что они "готовы использовать американскую мощь".
В этих заявлениях вновь наглядно обозначен привычный почерк политики американской администрации, идет ли речь о Центральной Америке, Ближнем Востоке или Персидском заливе - размахивание военной дубинкой, ставка на силу, претензии на роль "охранителя" международного правопорядка, а на деле - международного жандарма.
Памятуя, однако, о печальном опыте Ливана, откуда американцам пришлось убраться несолоно хлебавши, Вашингтон хотел бы облечь свое вмешательство в "благопристойную" форму, получить соответствующее прикрытие. В этих целях он домогается официального "призыва о помощи" от арабских стран залива.
Интенсивные контакты на этот счет провели представители администрации - вице-президент Буш в Омане и помощник госсекретаря Мэрфи в Саудовской Аравии, которые добивались предоставления вооруженным силам США права на посадку самолетов и заходов кораблей в порты.
По сообщениям мировой печати, в Вашингтоне выработано два сценария военного вмешательства в зоне Персидского залива. Первый предусматривает вооруженное конвоирование танкеров при сотрудничестве с ВМС Англии и Франции, второй - патрульные операции самолетов ВВС США с баз Саудовской Аравии и при сотрудничестве с ее военно-воздушными силами.
ДЕЙСТВИЯ США и их союзников прямо направлены на то, чтобы прибрать к рукам ключи от морских ворот залива, установить свой контроль над природными богатствами прибрежных государств.
То, что свобода судоходства должна соблюдаться везде, не вызывает сомнений. Но не разбойничьими методами, к которым прибегает Вашингтон. Опасные последствия такого курса в той или иной степени очевидны и для большинства стран Персидского залива, которые, стремясь урегулировать сложную ситуацию, предпочитают американскому вмешательству обращение в Лигу арабских стран и Совет Безопасности ООН. Арабы не желают быть разменной картой в игре Вашингтона.