В наши дни буржуазная западная культура откровенно демонстрирует свою связь не только с "денежным мешком", но и с империалистической идеологией.
Реакционные круги Запада, в том числе администрация Белого дома, всемерно поощряют именно то искусство, которое выдвигает на авансцену противников социализма.
КИНО- И ТЕЛЕСТРАСТИ
Только в летний сезон 1983 г. американскому кинозрителю было предложено более десятка лент-фантазий о будущей войне. Среди них "Космический охотник", "Супермен-II", третья серия фильма "Звездная война", которая называется "Возвращение Джеди". Первые две серии - "Звездная война" и "Империя наносит ответный удар" - принесли постановщику Дж. Лукасу такие баснословные барыши, что он основал собственную компанию "Лукас-фильм".
Прокат ленты "Возвращение Джеди" только за первую неделю принес 41 млн. долл. дохода. В обстановке милитаристского угара, который нагнетается ныне в США, этот фильм пришелся как нельзя кстати, ибо приучает обывателя к мысли, что на фоне катаклизмов в галактике ничтожными и тщетными кажутся все земные проблемы.
В нагнетании антисоветизма и антикоммунизма не отстает от кинематографа американское телевидение. Специалисты подсчитали, что американец проводит у телевизионного экрана три часа в день, а каждый телевизор работает в среднем 7 час. в сутки. Телевидение, писал журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", - "главный фактор, определяющий, как люди должны работать, отдыхать, вести себя... Недавние исследования показывают, что вся жизнь американца - от выбора продуктов до выбора политических лидеров - подвержена очень сильному влиянию телевидения, и влияние это постоянно возрастает... Телевидение решает, о чем думать американцам, что им чувствовать и что покупать. В этом у телевидения нет конкурентов".
Телевидение формирует у американского обывателя отношение к миру, внушая мысль о том, что насилие, ненависть, убийства - неотъемлемые атрибуты современного общества, независимо от того, капиталистическое оно или социалистическое. Более того, американское телевидение, как и кино, стремится убедить обывателя, что наступление третьей мировой войны неизбежно и виновен в этом Советский Союз.
Коммерческая компания "Америкэн бродкастинг компани" (Эй-би-си) в ноябре 1983 г. показала "художественную" телевизионную четырехсерийную ленту "Игра в кризис", действие которой происходит в бетонном бункере Белого дома, где разместился оперативный штаб администрации США по отражению очередной "агрессии Советского Союза".
На сей раз, согласно сценарию фильма, Советский Союз вторгся в пределы северных районов Ирана. В качестве ответной меры "телевизионный президент" США принимает решение ввести в южный Иран американские части быстрого развертывания. "Клубничка" этого фильма состоит в том, что в роли президента выступает бывший сенатор Э. Маски, в роли министра обороны - бывший министр обороны Д. Шлессинджер, в роли старшего советника - один из недавних консультантов Рейгана - ярый антисоветчик Р. Пайпс.
ВИДЕОБУМ
За последние годы к кино и телевидению на Западе добавилась мощная индустрия видеотехники. По данным зарубежных источников, число видеокассетных магнитофонов в частном пользовании в США к концу 1983 г. достигло 8 млн., к 1986 г. они появятся еще у 25 млн. американских семей, а в других странах Запада - у 71 миллиона. В 1982 г. в Америке было выброшено на рынок более 5 млн. видеокассет, в 1983 г. - вдвое больше. Еще более значительное увеличение ожидается в последующие годы.
Английская печать сообщает, что с 1978 г. преступность на Британских островах возросла на 25 проц., и прямо связывает это явление с тем, что в Англии находится шестая часть домашних видеомагнитофонов всего мира.
Западный видеобум, охвативший "массовую культуру" США, Японии, Англии, Франции, ФРГ, наполнен все той же американской продукцией, пропагандирующей порнографию и насилие, садизм и жестокость.
"Фильмом века" назвала западногерманская фирма по прокату видеокассет "Фильм-ганза" кассету итальянского режиссера Джо Д. Ашато "Людоед", главный герой которой - ненасытный монстр, терроризирующий население небольшого острова. Не пересказывая содержания этого фильма, полного кровавых сцен, приведем лишь фрагмент из рекламы, предшествующей выпуску этой видеокассеты: "Мы очень серьезно предупреждаем - и это вовсе не рекламный трюк: в фильме есть сцены, особенно сильно действующие на нервы и способные повредить здоровью чувствительных зрителей".
Но создатели видеокассет предлагают западному обывателю не только пресловутые "фильмы ужасов" или кассеты с внешне нейтральным грифом "Развлечение для взрослых", под которым маскируется откровенная порнография. Значительная часть видеопродукции начинена антисоветской, антикоммунистической пропагандой. Идет направленное "промывание мозгов" западного обывателя, его обработка в антисоветском духе.
КТО ЕСТЬ КТО
К созданию "фильмов ужасов", продукции, откровенно пропагандирующей насилие, секс, порнографию, жестокость, право "сильной личности" и "сильной нации", а также произведений откровенно антисоциалистической направленности, привлекаются не только ремесленники от искусства, но и талантливые художники - те, кто не может устоять перед соблазнами "денежного мешка".
Например, американский актер К. Дуглас, завоевавший мировую популярность исполнением главных ролей в фильмах "Спартак" и "Жажда жизни" (оба фильма демонстрировались в нашей стране), снялся в позорном телешоу "Пусть Польша останется Польшей", показывал на многочисленных пресс-конференциях на Западе документальный фильм, который он снял по прямому поручению американского информационного агентства ЮСИА в лагерях "афганских беженцев", а точнее в лагерях, где проходят военное обучение банды басмачей- контрреволюционеров.
В своем оголтелом антисоветизме западные противники разрядки, защитники "свободного предпринимательства" не брезгуют никакими средствами. В печати сообщалось, например, что директор и ведущий актер парижского театра "Люсернер" К. Л. Гийоше "прочел" пьесу Л. Зорина "Мужчина и женщины" так, что ее нельзя было узнать. Гийоше одел главного героя в арестантскую робу с номером на спине и перенес место действия из крымского санатория в лагерь для заключенных, подменив тонкую иронию автора пьесы собственным махровым антисоветизмом.
К. Менерт, давно подвизавшийся на ниве антисоветизма, в статье "Десять московских театральных вечеров в сезоне 1980/81", опубликованной на страницах журнала "Остэуропа" (1981, N 7), трактует инсценировку повести В. Распутина "Живи и помни" в одном из московских театров как выражение человеческой катастрофы вообще, которой могла быть не только война, но и землетрясение либо опустошающий пожар. Здесь совершенно очевидно стремление автора снять "персональную" ответственность гитлеровской Германии за минувшую кровопролитную войну.
В идеологическом наступлении активно участвуют и "теоретики" в области литературы. В качестве примера можно назвать вышедшую недавно книгу Д. Хоскинга "После социалистического реализма". Подленький расчет ее автора состоит в том, что там собраны под одной обложкой очерки о девяти писателях, из которых пятеро - настоящие советские писатели, а четверо из тех, кто никакого отношения к советской литературе не имеет. Но в книге говорится, что в творчестве всех девятерых находят выражение основные тенденции советской литературы.
Таким образом, искусство нередко превращается на Западе в оружие антисоветчиков. Кроме того, оно, как известно, не только используется для идеологической обработки населения своих стран, но и навязывается советским людям. Поэтому важно воспитывать у трудящихся нашей страны непримиримость к буржуазной идеологии, чуждым нам взглядам и нравам. Большую роль в этом призваны сыграть литература и искусство.
Ю. ЛУКИН, доктор философских наук