Примерное время чтения: 6 минут
85

ИСКУССТВО. Кино в двух измерениях

Каких только кинокартин не смотрит в наши дни советский зритель! Отечественные ленты и работы западных кинематографистов, кино развивающихся стран, фильмы разнообразных жанров и стилей. Мы уже не говорим о московских кинофестивалях. Что же выносит зритель из просмотра итого "моря кинопродукции"? Чем отличается советский кинематограф от кино Запада? Почему многие наши фильмы имеют большой успех у буржуазной публики, привыкшей к кинопропаганде насилия и антигуманности?

Об этом заметки нашего корреспондента Т. ОБОЛТИНОЙ.

ВО ВРЕМЯ показа фильмов Московского международного кинофестивале вид огромного количества людей у кинотеатров никого не удивляет. Интерес советского зрителя к зарубежному кино вполне объясним: хочется увидеть каждый фильм именно в контексте всей программы показа, чтобы понять и определить его место в мировой кинематографии, чтобы сравнить процессы, происходящие в кинематографе разных стран.

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ТРЮК И ПРАВДА ЖИЗНИ

В рамках Московского кинофестиваля 1981 г. шел фильм о футболе с участием выдающихся звезд мирового футбола. Это был фильм американского режиссера Дж. Хьюстона "Спасение в победе". Во время демонстрации некоторые молодые зрители активно выражали сочувствие героям фильма. И далеко не все поняли, какой ловкий пропагандистский трюм был скрыт в этом фильме за искусной игрой настоящих звезд мирового футбола.

Содержание фильма такое: желая развлечься, фашисты (действие происходит во время второй мировой войны) организуют сборную по футболу из состава пленных концлагеря. Вступая на поле в борьбу со сборной гитлеровцев, пленные выигрывают и этим открывают себе путь к свободе. Этакое джентльменское соглашение с фашистами - и вчерашние пленные в обнимку покидают концлагерь.

Однако мы знаем другой матч и другой конец неснятого фильма. Эта "игра" состоялась 2 июня (символично, не правда ли?) 1944 г. на стадионе оккупированного гитлеровцами Киева: сборная "люфтваффе" вызвала на поединок футболистов города, находившихся в концентрационном лагере. Изможденные голодом, наши футболисты выглядели поначалу бледными тенями рядом с откормленными фашистами. Но они решили дать бой. И блестяще, со счетом 5:3, выиграли матч, несмотря на то, что ни о какой нормальной игре говорить было невозможно. Фашисты вели себя на поле нагло, били наших игроков бутсами.

Но на свободу никто из победителей не вышел, четверо же лучших игроков, в том числе один из известнейших в то время вратарей страны Николай Трусевич, были расстреляны. Такова правда жизни! И другого исхода во время войны с гитлеровской Германией не было и быть не могло. Фильм же, созданный в США, предлагал хитрую пропагандистскую ложь.

Американский фильм "Спасение в победе" на широкий советский экран не попал, у нас ставится заслон и другим подобным фильмам, искажающим факты истории и нашей современности.

ЧТО СМОТРИТ СОВЕТСКИЙ ЗРИТЕЛЬ

Попытаемся коротко проанализировать экран прошлого, 1983 года.

На суд зрителя было представлено 152 отечественных фильма, 70 лент социалистических стран, 45 фильмов других стран. И надо сказать, что сравнение этих картин явно в пользу отечественного кинематографа. Судите сами, какие яркие, разные, может быть, не все ровные, но отмеченные поиском и индивидуальностью ленты: "Без свидетелей", "Васса", "Влюблен по собственному желанию", "Вокзал для двоих", "Полеты во сне и наяву", "Мы из джаза"...

Конечно, были и слабые фильмы, банальные режиссерские и актерские решения, облегченная трактовка проблем. Но ни один, даже самый слабый советский фильм не пропагандировал насилие, секс, шовинизм, национализм, а тем более войну. И если мы показываем войну, то в центре фильма - рассказ о мужестве и подвиге человека, выстоявшего в тяжелейших испытаниях во имя мира и Родины.

Зато в кино и на телеэкранах в США вы свободно можете увидеть "агрессивного русского", злоумышляющего против "свободного мира". (Об одном таком фильме "АиФ" писали в N 38 за 1984 г.)

Уже давно киностатистика подсчитала количество зрителей во всех странах мира, которые посмотрели советский фильм режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Он побил все рекорды. Почему? Ведь вроде бы обычная мелодрама, да еще со счастливым концом, чуть ли не рождественская сказочка, в которую мало кто способен поверить в наш рациональный век. Но... за мелодраматическим сюжетом скрыт колоссальный заряд человеческой доброты, дефицит которой и ощущает наш современный рациональный век. Вот она, правда: человек всегда, во всех странах, во все века стремился к пониманию, к доброте, к душевности и это ценил особенно высоко. В одном из интервью популярной телепрограмме "Кинопанорама" выдающаяся французская актриса Анни Жирардо сказала, что именно доброту, человечность и чистоту ценит она в советском кино.

КИНО - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

О чем расскажет экран, не безразлично каждому из нас не только потому, что искусство кино - самое массовое и доступное. Не безразлично в первую очередь потому, что это - могучее средство воспитания, воздействия единовременно на большую аудиторию. И никакие коммерческие соображения, никакая зрелищность не должны подменять для нас вопрос об идейной направленности фильма.

Зачастую случается так, что художник, создающий фильм, ставит перед собой задачу благородную, важную, но реализовать ее не удается, и тогда фильм грозит превратиться в антипод замыслу. Очень хорошо помню, какую негативную реакцию журналистов во время одного из московских кинофестивалей вызвал итальянский фильм "Площадь Сан-Бабила, 20 часов". Создатели фильма хотели заклеймить неофашизм, показать его античеловеческую сущность. Что касается последнего, то это, пожалуй, удалось, но вот противопоставить фашиствующим молодчикам режиссер не смог ничего. В результате, живописуя действия этих наглых подростков, терроризирующих целый квартал, авторы фильма невольно утратили чувство меры, ударились в смакование жестокости и насилия.

В советских фильмах тоже есть и преступники, и преступления, и жертвы. Наш кинематограф никогда не шел по пути замалчивания негативных сторон жизни. Возьмите хотя бы кинофильм "Грачи" о преступлениях банды отщепенцев, действовавшей в Ростове. Но чего пет в работах советских деятелей кино - это культа насилия, любования жестокостью. Наш кинематограф в лучших своих лентах ведет большой и серьезный разговор о пробелах в воспитании, о безразличии, которое сродни безнравственности, и о доброте, неравнодушии, способных противостоять преступникам.

Нравственная сила советского кино в этом и состоит - дать людям альтернативу злу, научить выходить победителем в самых сложных ситуациях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно