Примерное время чтения: 6 минут
94

НА ВОЛНЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ". "Радиовойна" - кто первый?

А. ПАНФИЛОВ, доктор исторических наук.

РАДИОВОЙНА* не возникала внезапно. В годы между двумя мировыми войнами развитие международного радиовещания особенно стимулировалось открытием и усовершенствованием способа вести передачи на коротких волнах. Как средство массовой информации и пропаганды радио сразу же показало, что оно обладает по крайней мере двумя неоценимыми преимуществами по сравнению с печатью: время и расстояние не являются для него препятствием. Для международной радиопропаганды это имело чрезвычайно важное значение.

Границы для пропаганды фактически переставали существовать; почти полностью исключались контроль и цензура над ней со стороны того государства, население которого избиралось объектом воздействия, пусть даже эта пропаганда носила самый враждебный по отношению к правительству данной страны характер. Поэтому крупные капиталистические государства начинают быстро развивать международное коротко, волновое радиовещание, превращая его в активный инструмент своей внешней политики, особенно если это была политика агрессивная. Как писал американский социолог Чарлз Сипманн, "ни один из политических кризисов в тридцатые годы не обходился без аккомпанемента радио. Граждан, екая война в Испании, борьба Китая с Японией, мюнхенский кризис - все это отражалось в новых, скрипучих "симфониях" на коротких волнах".

ПЕРВЫЕ "БОИ В ЭФИРЕ"

Как на один из первых случаев межимпериалистической радиовойны историки указывают на столкновение между Францией и Германией из-за Рура. После поражения Германии в первой мировой войне Рур стал одним из важнейших узлов империалистических противоречий в Европе. Франция, стремясь к установлению своей гегемонии, пыталась добиться отделения Рура от Германии и в январе 1923 г. вместе с Бельгией оккупировала этот промышленный район. Американская газета "Нью-Йорк таймс", информируя читателей о событиях в Руре, особое внимание уделила использованию нового политического оружия, радиовещания, в "столкновении между Берлином и Эйфелевой башней".

Захватив в 1933 г. власть в Германии, Гитлер и его сообщники направляют свою деятельность на осуществление планов мирового господства. Главари "третьего рейха" обратили особое внимание на пропагандистскую силу радио как орудия реализации этих агрессивных планов.

Нацисты сразу же после захвата власти начали широко использовать это средство в развернутой ими пропагандистской кампании за пересмотр версальского договора. Эфир над Европой стал ареной радиовойны. При мощных передатчиках а Мюнхене и Лейпциге работает огромный пропагандистский аппарат, задачей которого является подготовка радиопередач на население европейских стран.

В январе 1935 г. открывается вещание на французском языке через передатчик в Саарбрюккене. Идет массированная атака на умы европейцев. В ход пускаются аргументы о "возрастающей большевистской угрозе", о "святом долге" немецкой нации "спасти мир", о необходимости для нее "жизненного пространства". Характеризуя роль радиовещания в нацистской пропаганде, Геббельс весьма цинично заявлял: "Без радио и самолетов завоевание и упрочение власти в нынешних условиях просто немыслимо".

Внимание, уделяемое нацистами пропаганде, нашло свое практическое выражение в том, что в марте 1933 г. они создали первое в мире министерство пропаганды, в ведение которого была переда, на вся пропагандистская деятельность за рубежом. Официально оно называлось министерством пропаганды и народного просвещения, однако никогда не ставило перед собой задачу просвещения и информации населения, а лишь распространяло такие "духовные ценности", как фанатическое чувство немецкого превосходства и ненависть к другим народам, преследуя "высокую цель" превращения всего мира в вотчину "арийской расы".

ПРОПАГАНДИСТСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

Молодое искусство радиовещания в широком смысле этого слова и собственно искусство, например музыка, все шире использовались фашистской пропагандой на зарубежные страны в целях манипулирования массовым сознанием.

Достаточно полное представление о том, как выполнялась поставленная нацистами задача "перейти от Бетховена к Гитлеру", то есть с достижений старой немецкой культуры, воплощенных в истории и искусстве, науке и технике, переключиться на славословие фашистской Германии, дает Г. Шредер. "Поразительно большим оказался успех немецкой музыки, - писал он. - При составлении концертных программ пришлось ввести дифференциацию по зонам, чтобы концерты удовлетворяли массовые желания радиослушателей как по своему содержанию, так и по форме". В знании вкусов аудитории Шредеру не откажешь. Другое дело, во имя каких целей нацистское иновещание обеспечивало удовлетворение "массовых желаний".

Исследователи считают, что нацистские зарубежные радиопрограммы складывались из пяти основных элементов: развлекательных, культурных передач, репортажей, бесед и последних известий. "Из этих элементов, - писал американский исследователь Филипп Джейкоб, - основой программ являлись развлекательные передачи, несмотря на то, что радиовещание национал-социалистского государства считало своей функцией достижение культурных и политических целей".

Безусловно, слово "культурных" употреблено здесь неправомерно, хотя статистические данные, касающиеся нацистского радиовещания 1935 - 1939 гг. для зарубежных слушателей, будто бы подтверждают тезис о "развлекатель, ном" характере программ. Так, музыка занимала в 1938 - 1939 гг. почти 70% общего объема вещательного времени, а новости, репортажи и беседы лишь чуть более 22%. В чем же тут дело?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРИМАНКА

При сопоставлении этих сведений с изложенными в выступлениях Геббельса и самого Гитлера целями нацистского вещания становится ясно, что развлекательные передачи служили лишь приманкой. Только дав зарубежному слушателю возможность развлечься и отдохнуть, нацистское радио вело его к более "высокой ступени", исподволь приучая к передачам другого рода.

Конечно, программы, состоящие исключительно из политических материалов, например речей Гитлера, не могли бы должным образом служить "нацистскому делу": устав напрягать внимание, слушатель просто выключил бы радио. Совершенствуя "искусство" манипулирования аудиторией путем использования музыкальных программ, геббельсовские "теоретики" поучали: "Развлекательные программы должны быть легкими, но не пустыми, должны нравиться простому, необразованному человеку, но в то же время давать что, то требовательному и более сложному слушателю. Однако, - говорилось далее, - не надо всяких сверхнаучных предисловий, которые дают человеку почувствовать, что для понимания этих музыкальных произведений ему следует окончить по крайней мере два факультета".

По свидетельству современников, передачи серьезной музыки, как классической, так и современной, хороших концертов, "общеобразовательных программ", курсов обучения немецкому языку и т. д. принесли иновещанию фашистской Германии международную известность. Так, искусно манипулируя интересами аудитории, нацистское радио последовательно вело своих слушателей "от Бетховена к Гитлеру".

---

* См. "АиФ", 1984, N 39.

* * *

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Пленум Центрального Комитета КПСС 14 - 15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М., 1983.

АРТЕМОВ В., СЕМЕНОВ В. Би-би-си: история, аппарат, методы радиопропаганды. М., 1978.

БЕГЛОВ С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М., 1980.

ГЕРЭН А. Коммандос "холодной войны". М., 1972.

ШИЛЛЕР Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

"Аргументы и факты", 1981, NN 1, 4.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно