Если бы наши предприятия чувствовали за спиной "дыхание конкурента", не решали бы они быстрее вопросы повышения производительности труда, внедрения новой техники и технологии?
А. Карпов, Свердловск.
Отвечает доктор экономических наук, профессор Р. БЕЛОУСОВ.
С ТАКИМ ВОПРОСОМ пропагандист сталкивается довольно часто. Некоторым слушателям, особенно тем, кто недостаточно разбирается в сущности экономических отношений, все представляется довольно простым: "надо добавить в нашу хозяйственную систему немножко конкуренции - и дело пойдет веселей". Однако при всей кажущейся простоте вопроса ответить на него однозначно нельзя.
В социальной среде есть процессы и явления, взаимоисключающие друг друга, среди них - социалистические, коллективистские отношения между людьми и конкуренция.
Конкуренция нередко выступает движущей силой улучшения производства. Она принуждает конкурирующие стороны снижать издержки, повышать качество, тратить средства на рекламу... Именно эта сторона конкуренции и привлекает внимание, порождая вопрос: "А нельзя ли и у нас...?"
Но ведь есть и другая ее сторона. Конкуренты порой буквально душат друг друга, не останавливаясь ни перед какими средствами. Весьма характерно, что ежегодно в капиталистическом мире терпят крах, банкротство сотни тысяч (!) мелких, средних собственников, а иногда и крупных фирм (компаний). Миллионы занятых на них рабочих и служащих оказываются без работы. Ужесточение конкуренции неизбежно оборачивается также усилением эксплуатации трудящихся масс, обострением основного противоречия капитализма.
Таким образом, говоря о конкуренции, следует видеть обе ее стороны и понимать, что нельзя вмонтировать "лучшую половину" конкуренции в хозяйственный механизм социализма. Практический опыт подтверждает этот вывод. Попытки некоторых социалистических стран внедрить элементы рыночной конкуренции в экономические отношения между коллективами государственных предприятий, не дав сколь-нибудь заметного эффекта, сопровождаются безработицей, инфляцией и вялыми темпами экономического роста.
Что же создает социализм вместо конкуренции?
Прежде всего атмосферу товарищеского соревнования, состязательности как между отдельными участниками общественного производства, так и между целыми коллективами. Еще К. Маркс, анализируя простую кооперацию, обнаружил, что та форма труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом, "вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии". И вполне закономерно, что сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин уделил особое внимание этому весьма емкому источнику возбуждения жизненной энергии и роста производительности труда. "Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, - писал он, - организовать соревнование". За годы социалистического строительства соревнование получило огромный размах, весьма многообразны его проявления в социально-экономических отношениях. К сожалению, однако, здесь еще много формализма, показного, малоэффективного. И партия ведет настойчивую борьбу со всеми этими извращениями и искажением сути социалистического соревнования, добиваясь подлинной состязательности между участниками, реализации ленинских принципов его организации.
С этим тесно связано другое направление - устранение уравниловки в распределительных отношениях участников социалистического производства. В последние годы довольно легко проявляются тенденции к массовому распространению бригадного хозрасчета, увеличению доли переменной части в оплате труда отдельных работников; к повышению роли коллективных фондов стимулирования на уровне предприятий и объединений. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы более последовательно придерживаться в хозяйственной, практике исходного принципа социализма, в соответствии с которым каждый работник, отдавая обществу по своим способностям, должен получать от общества по результатам труда.
Третье направление состоит в том, чтобы последовательно расширить и усилить оперативную самостоятельность трудовых коллективов и одновременно повысить их материальную и моральную ответственность за конечные результаты их труда.
Даже такой краткий анализ показывает, что в социалистическом хозяйстве достаточно много рычагов и механизмов, создающих не меньшие, а даже более значительные движущие силы, чем капиталистическая конкуренция. Нужно только, чтобы все эти рычаги и механизмы действовали целенаправленно, согласованно и, как говорится, на полную мощность. В этом и состоит реальная задача. И решить ее можно только совместными усилиями, одновременно и "сверху" и "снизу", хотя - и это следует подчеркнуть - главная движущая сила сейчас - это социальная активность трудящихся масс.
* * *
Как сообщалось в печати, недавно утверждена комплексная программа "Сибирь". Что она из себя представляет? Разве не было аналогичной программы раньше?
Е. Маликов, агитатор, Иваново.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ программа "Сибирь" решает крупномасштабную народнохозяйственную задачу: сконцентрировать усилия ученых и специалистов страны на важнейших направлениях развития экономики этого региона. Объектом тщательного изучения и анализа является топливно-энергетический, сырьевой, биологический потенциал Сибири, охрана окружающей среды и другие проблемы. В ее реализации принимают участие сотни научных коллективов страны.
"Сибирь" включает в себя ряд целевых подпрограмм, направленных на решение задач по хозяйственному освоению зоны БАМа, Продовольственной программы страны, по развитию Канско-Ачинского ТПК, нефтяных и газовых месторождений и т. д. Предусмотрены в ней социальные и медицинские исследования, например по целевой программе "Здоровье человека в Сибири". В целом работы ведутся более чем по 40 важнейшим направлениям.
Разумеется, - отдельные целевые программы действовали здесь и раньше. Создание единой региональной программы было вызвано растущими темпами освоения Сибири, необходимостью эффективно, на месте решать межведомственные проблемы, быстрее внедрять в практику достижения науки и техники. Она начала формироваться несколько лет назад. Сегодня по ее отдельным направлениям и разделам, например "Нефть и газ Сибири", "Уголь Кузбасса" и другим, уже получены хорошие результаты. Разработанный сибирскими учеными способ поиска и разведки новых месторождений нефти и газа, например, вдвое эффективнее, чем применяющиеся во всем мире методы. Из 100 пробуренных здесь скважин 70 - 80 продуктивны, тогда как мировой показатель - в пределах 10 - 30 скважин. Разработанный способ подземной гидродобычи угля в Кузбассе повышает производительность труда в 2,5 раза и снижает себестоимость продукции на 15 - 20%.
Обретя государственный статус, научно- исследовательская программа "Сибирь" повысит ответственность конкретных исполнителей, руководителей ведомств и министерств, партийных и хозяйственных органов на местах за интенсивное развитие региона.
* * *
Что из себя представляет сионистское лобби, каковы его сила и влияние на политическую жизнь в США?
М. Павлов, Ставрополь.
АНГЛИЙСКИЕ слова "лобби", "лоббист", "лоббизм" вошли в политический лексикон США в 20-е годы XIX века. Слово "лобби" означает "коридор", "кулуары", "фойе". Лоббистами называли специальных агентов из города Олбани, которые развивали бурную кулуарную деятельность, чтобы добиться принятия выгодных для себя решений через высокопоставленных должностных лиц штата Нью-Йорк.
В настоящее время толковые словари определяют термин "лобби" как "представительство или агентуру какой-либо частной или общественной организации в столице США или столицах штатов для связи с законодательными или исполнительными органами страны или штата".
Если говорить о лоббизме не в лингвистическом, а в обиходном смысле этого слова, то нетрудно убедиться в том, что оно стало синонимом ловкачества, коррупции, взяточничества и оказания незаконного давления на представителей власти.
По широко распространенному в самих США мнению, среди прочих "групп давления" сионистское лобби является наиболее активным и влиятельным в политической жизни страны. Она состоит из самых богатых представителей еврейской буржуазии, обладающих обширными связями как в кругах администрации, так и среди американских конгрессменов. Вместе с тем отметим, что сионистское лобби нельзя отождествлять со всеми американцами еврейского происхождения. По данным исследователей, в США примерно треть евреев (из более чем 6 млн.) не поддерживает никаких отношений с организованной общиной.
Согласно материалам американской печати, свыше 20% миллионеров США - это капиталисты еврейского происхождения. В конце 70-х годов сионистское лобби пользовалось расположением как минимум 75 - 80 сенаторов (из 100) и 300 членов палаты представителей (из 435). Известно, например, что такие сенаторы, как Ф. Черч и Г. Джексон, сделали свою политическую карьеру исключительно за счет поддержки и пожертвований со стороны верхушки еврейской буржуазии. А вот бывший сенатор от штата Арканзас У. Фулбрайт, по свидетельству английской газеты "Гардиан", потерял свое место на Капитолийском холме не в последнюю очередь из-за оппозиции сионистского лобби его взглядам на пути ближневосточного урегулирования. О влиянии сионистов говорит и тот факт, что они, как правило, финансируют до 60% расходов по избирательной кампании демократической партии и 40% - республиканской.
Лоббистские усилия сионистов координируются так называемым Комитетом по американо-израильским общественным отношениям (КАИОО), Эта организация является руководящим центром большого числа еврейских объединений. Среди них - Американский еврейский комитет, Американский еврейский конгресс, Конференция президентов американских еврейских организаций и другие. По словам самих сионистов, в состав КАИОО. кстати, официально зарегистрированной в качестве лоббистской организации, входит около 11 тыс. человек.
Основная цель деятельности сионистов в США направлена, по мнению издающегося в Лондоне журнала "Мидл Ист интернэшнл", на то, чтобы сохранить и укрепить так называемые "особые отношения" Израиля с США. Во многом из-за позиции местных сионистов американский конгресс год за годом увеличивает ассигнования на предоставление военной и финансовой помощи Израилю. Провокационное воздействие сионистского лобби сказывается и на других аспектах внешней политики США.
С подачи сионистов президент Рейган заявил, что если в результате осуждения мировым общественным мнением за агрессию против арабов Израиль будет изгнан из ООН, то и США прекратят свое участие в этой организации. Такое же давление сионистское лобби оказало на Белый дом и в вопросе об отношении США к ЮНЕСКО, которая также подвергла Тель-Авив резкой критике за проведение политики геноцида и репрессий на незаконно захваченных арабских землях. Сионисты добиваются того, чтобы США строили свои отношения с другими странами в зависимости от того, поддерживают они или осуждают антиарабскую политику Тель-Авива.
Сионистское лобби традиционно выступает за наращивание гонки вооружений, за проведение Америкой политики "с позиции силы" в отношении СССР и других стран социалистического содружества. Немалым влиянием сионистское лобби пользуется и при нынешнем хозяине Белого дома. Так, недавно, выступая на съезде сионистов в рамках организации "Бнай брит", он заявил: "С момента прихода к власти наша администрация использовала все возможности для того, чтобы перед всем миром подтвердить нашу стойкую поддержку государства Израиль".
Вместе с тем следует подчеркнуть, что есть в США и немало трезвомыслящих евреев, которые выступают за улучшение советско-американских отношений, требуют положить конец опасной гонке вооружений и агрессии Израиля против арабов. Этих взглядов придерживаются такие известные американские евреи, как лауреат Нобелевской премии профессор Н. Хомски, поэт А. Гинсберг, журналисты И. Стоун и П. Джэкобс, профессор А. Васков, раввины А. Вольф, М. Робинсон, Дж. Сирота и многие другие. Иными словами, сионитское лобби отнюдь не отражает массовых настроений американцев еврейского происхождения.
* * *
В "АиФ" N 27 был помещен интересный материал о демократической и республиканской партиях США - "Осел" против "Слона". Нельзя ли узнать, как появились эти символы?
В. Орлов, пропагандист, Москва.
СИМВОЛЫ двух крупнейших буржуазных партий США - Слон и Осел - получили широкое распространение на политической арене этой страны, сохраняя при этом неофициальный характер. Различия или иные характерные черты этих двух представителей животного мира никак не связаны с какими-то особенностями республиканской и демократической партий, основным признаком которых является их полное сходство в одном - защите интересов правящих кругов этого монополистического государства.
Кстати, крупные промышленники, финансисты, землевладельцы и другие члены элиты, определяющей внутреннюю и внешнюю политику Вашингтона, независимо от того, политиканы какой партийной принадлежности расположились в Белом доме или имеют большинство в сенате либо палате представителей конгресса, даже не скрывают, что они дают деньги и той и другой партии. Этот беспроигрышный прием называется "ставить одновременно на всех лошадей".
Слон, символизирующий республиканскую партию, увидел свет на карикатуре американского художника Томаса Наста 7 ноября 1874 г. По его мнению, сторонники этой партии в тот период вели себя как испуганный слон. Карикатура имела успех.
Осел как символ демократической партии появился за несколько лет до Слона - 15 января 1870 г. Его создателем был тот же известный политический карикатурист Наст.
Художник часто пользовался обоими символами в своих злободневных карикатурах, и постепенно эти животные стали эмблемами республиканской и демократической партий.
Ответы подготовили: В. СТАРОСТИН, В. ЕНИКЕЕВ. О. КУРОЧКИН.