ПОЛИТИКА, которую Пакистан на протяжении последних лет проводит в отношении Афганистана, никак не назовешь добрососедской. При прямой помощи пакистанских властей, отмечает афганское агентство Бахтар, в различных районах Пакистана создано более 100 лагерей и центров военной подготовки. На этих базах, давно превратившихся в плацдарм необъявленной войны и вооруженного вмешательства контрреволюции и ее международных и региональных покровителей во внутренние дела ДРА, ежегодно под руководством американских, пакистанских и китайских инструкторов проходит подготовку до 40 тыс. врагов революционного Афганистана.
Некоторые группы контрреволюционеров проходят обучение непосредственно в пакистанской армии. Пакистанскими властями контрреволюционерам передано около двух десятков армейских складов оружия и боеприпасов. Что касается деяний этих "борцов за веру", то они хорошо известны миру. Достаточно вспомнить трагическое августовское событие в Кабульском международном аэропорту, унесшее жизни десятков людей, включая женщин, стариков, детей.
Истинную роль Исламабада в подогревании необъявленной войны недавно откровенно признал министр обороны США К. Уайнбергер. "Без Пакистана, уверенного в своих силах, - заявил он, - сопротивление в Афганистане (читай: контрреволюционный бандитизм интервентов. - Д. Н.) сойдет на нет". Со своей стороны стратеги из Вашингтона не жалеют усилий на то, чтобы держать Исламабад "уверенным в своих силах".
Характер политической активности Исламабада и Вашингтона в самое последнее время проливает свет ив фактические цели их альянса.
ТРЕТЬ БЮДЖЕТА - НА ВОЕННЫЕ НУЖДЫ
В последнее время становятся все более явными мотивы, которые четыре с лишним года назад привели к сближению Исламабада и Вашингтона. Характер поставок американского вооружения, форсированно направляемого в Пакистан в соответствии с официальными и неофициальными американо- пакистанскими соглашениями (морские ракеты "Гарпун", эсминцы, новые виды скорострельной корабельной артиллерии, истребители-бомбардировщики "Ф-14", самоходные артиллерийские установки и многое другое), их количество и размещение недвусмысленно указывают не то, что для нового альянса "афганское направление" отнюдь не единственное.
Подброшенная Вашингтоном "афганская карта", которую в Исламабаде пытаются разыграть, - не более как прикрытие. На сей раз представители американской администрации не дают Индии никаких официальных заверений, что передаваемое Пакистану оружие не будет использовано претив нее. Это особенно показательно, если учесть, что, громогласно пугая мнимой "угрозой агрессии" со стороны Афганистана и Советского Союза, Исламабад по-прежнему держит ударный кулак своей армии (15 дивизий) на границе с Индией. Именно в оккупированной Пакистаном части Кашмира, где стремительными темпами идет строительство дорог и аэродромов, размещается прежде всего современная техника, приобретаемая в США в счет полученных миллиардов долларов. Именно в Кашмире, вдоль "линии контроля", Пакистан сосредоточил 30% своего модернизированного танкового парка. Не следует забывать, что начиная с 1947 г. Пакистан трижды, опираясь на поддержку США, развязывал вооруженные конфликты против Индии; что, хотя численность населения Пакистана после отделения Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) в 1971 г., уменьшилась более чем вдвое, его вооруженные силы увеличились, а почти треть бюджете стремы расходуется на военные нужды. Поднимая, вопреки соглашениям в Сеуле от 1972 г., мнимую "проблему самоопределения Кашмира", официальный Исламабад пытается поставить ее на одну доску с проблемами Палестины и Намибии.
ФАЛЬШИВОЕ МИРОЛЮБИЕ
В 1982 г. Исламабад выдвинул предложение о заключении пакта о ненападении между Пакистаном и Индией. Однако за годы независимого развития Индия 5 раз официально предлагала Пакистану подписать аналогичный пакт, на что главе нынешнего режима в Исламабаде всего лишь за год до своей собственной инициативы заявил, что "подобные "акты не стоят бумаги, на которой они написаны". Когда же Индия отреагировала на жест Исламабада тем, что предложила заключить гораздо более широкий договор в дружбе и сотрудничестве, то генерал Эия-уяь-Хак в конце мая 1984 г. категорически отверг возможность принятия Пакистаном двух ключевых положений предложенного договора, а именно - о взаимном отказе от создания иностранных военных баз на своей территории и об обязательстве решать все спорные вопросы между собой на двусторонней основе. В свете этик фактов пакистанское предложение предстает не более как уловкой, носящей пропагандистский и конъюнктурный характер: действительным побудительным мотивом этого шага являлось стремление Исламабада, с одной стороны, продемонстрировать в глазах мировой общественности свое "миролюбие", а с другой - облегчить американской администрации проталкивание через конгресс новых военных ассигнований Пакистану.
Обращают на себя внимание и другие направления амбиций Исламабада. Пакистанская дипломатия пытается тайно вовлечь Турцию и Саудовскую Аравию в некий средневосточный альянс, имея определенные виды и на Иран. При этом спекулятивно используются лозунги "исламской общности".
За этими попытками также стоит Вашингтон. Дело в том, что Пакистан включен в систему так называемого центрального командования США, которому подчинены "силы быстрого развертывания". Это командование ориентировано на весь бассейн Индийского океана и зону Персидского залива. Этим, по-видимому, объясняется упоминаемое средствами информации решение Вашингтона предоставить Пакистану патрульные самолеты "Орион", оснащенные новейшей аппаратурой для передачи оперативных данных не корабли США.
Кроме того, Пакистан, как указывалось в одобренном госдепартаментом США докладе видного заокеанского эксперте Ф. Фукуяма, может быть использован в качестве важного перевалочного пункта при переброске "сил быстрого развертывания" в зону Персидского залива с военно-морской базы на острове Диего-Гарсия или с Филиппин.
Продолжается реализация ядерных амбиций исламабадского режима. Выступая в конгрессе США, сенатор-демократ А. Кранстон обвинил нынешнюю администрацию в открытом содействии стремлению Пакистана иметь собственное ядерное оружие. Имеются сообщения о "взаимодействии" Вашингтона и Пекина по этому вопросу. В обмен на доступ к американской военной технологии в области неядерных вооружений Пекин передал Исламабаду чертежи заводов по регенерации ядерного топлива и обеспечил испытание пакистанского ядерного устройства на полигоне в Синьцзяне.
НА ПОТРЕБУ ВАШИНГТОНА
Таким образом, военные приготовления Исламабада носят широкий, целеустремленный характер. На основе милитаризации страны пакистанский режим пытается обрести ведущую роль в регионе. Однако милитаризация Пакистана осуществляется с помощью США и под ширмой защиты от "советской угрозы", объективно превращает страну, независимо от амбиций исламабадских руководителей, в один из главных объектов имперской стратегии США. Отсюда - стремление Вашингтона не допустить ослабления напряженности в регионе. Отсюда - и провал трех раундов прямых переговоров об урегулировании между Исламабадом и Кабулом через специального представителя генерального секретаря ООН.
Нынешний курс исламабадских руководителей, при котором страна следует в фарватере имперской стратегии Вашингтона, противоречит декларированному Пакистаном статусу неприсоединившейся державы и лишает его возможности играть действительно позитивную роль в регионе и в мире. Такой курс вполне устраивает вашингтонских стратегов. "Для империалистов, - отмечает Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совете СССР товарищ К. У. Черненко, - азиатский континент - еще один, восточный, фронт борьбы против социалистических государств. Соединенные Штаты раскинули там цепь военных баз и опорных пунктов, разместили ядерное оружие". Но этот курс никоим образом не устраивает широкие массы трудящихся региона. Их голос ныне звучит все громче и, как показывает опыт истории, может оказаться решающим.