129

ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛИЗМА. Централизм и хозяйственная самостоятельность

ПРИНЦИП демократического централизма в управлении социалистической экономикой находится под постоянным огнем буржуазных средств информации. Причем они всячески стремятся как бы разделить его, проявляя "трогательную заботу" о расширении производственной демократии в нашей стране и подвергая самым ожесточенным нападкам централистское начало.

Вся беда в том, пишут они, что социалистическое хозяйство чрезмерно централизовано и это якобы тормозит экономический и социальный прогресс в СССР. Подобные голословные утверждения рассчитаны явно на несведущих людей. Ведь именно благодаря централизации средств и ресурсов нам удалось за 30 лет вдвое сократить разрыв по сравнению с США в величине национального дохода на душу населения, вывести экономику, науку и технику на передовые позиции в мире, создать единую систему социального обеспечения, перейти ко всеобщему среднему образованию, значительно продвинуться по пути решения жилищной проблемы и т. д.

ЕДИНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Истинную причину нападок на централизм понять несложно: он является исходным принципом в организации общественного производства при социализме. Дискредитировать этот принцип, доказать, что централизованное управление неэффективно, - значит ослабить авторитет всей системы социалистического хозяйствования.

А авторитет нашей системы хозяйствования высокий. Не надо быть специалистом, чтобы понять: досрочный ввод в эксплуатацию БАМа и трансконтинентального газопровода, проект переброски части стока северных рек на юг - по силам государству, которое обладает мощной централизованной экономикой. Именно централизм обеспечивает целостность экономики, ее внутреннюю организованность, согласованность в действии 300 крупных отраслей, более 1,2 млн. предприятий, объединений и хозяйственных организаций, которые производят, реализуют и потребляют около 12 млн. наименований продукции.

В нашей стране много делается для развития, совершенствования, укрепления важнейшего принципа - централизма, означающего на практике проведение единой хозяйственной политики. В основе этой политики лежат государственные планы социального и экономического развития.

Централизованное планирование позволяет объединить усилия трудовых коллективов и миллионов трудящихся на решении важнейших задач, обеспечивает пропорциональное развитие экономики. Способствует проведению крупномасштабных экономических экспериментов, направленных на повышение самостоятельности и ответственности предприятий за конечные результаты работы, на поиск гибких форм сочетания территориальных и отраслевых начал планирования и управления.

Сейчас интересные эксперименты проводятся в Латвии, Грузии, на Украине, в Москве и Ленинграде. На Западе, как известно, они вызывают массу противоречивых комментариев, односторонних оценок. Не обходится и без заезженного тезиса о том, что с помощью экспериментов мы пытаемся "спасти" нашу экономику от засилья централизма. Здесь наши идеологические противники явно подтасовывают факты. Цель у экспериментов противоположная - повысить качество централизованного управления.

Именно поэтому излишней "опеке сверху" дана принципиальная оценка как негодному стилю управления. С этим стилем ведется борьба на всех уровнях хозяйствования. К негативной практике отнесена и такая "самостоятельность" предприятий, когда они по своему усмотрению изменяют номенклатуру продукции, не считаясь с интересами смежников. Выпуская более дорогие и выгодные для себя изделия, перевыполняя план по одним позициям и недовыполняя по другим, предприятия-поставщики подчас ставят в сложное положение потребителей, вызывая срывы поставок в последующих звеньях производства.

Центральные органы управления, координирующие работу отдельных отраслей, строго спрашивают с нарушителей дисциплины поставок.

Однако укрепление централизации не означает сужения демократии, о котором постоянно твердят западные средства информации. Они, как глухари на току, и слышать не хотят о том, что социалистический централизм глубоко демократичен по своему характеру. "Централизм, понятый в действительно демократическом смысле, - писал В. И. Ленин, - предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели".

ОПИРАЯСЬ НА ИНИЦИАТИВУ

Конституция СССР и Закон о трудовых коллективах предоставляют возможность каждому трудовому коллективу проявить инициативу, непосредственно участвовать в управлении. На ряде предприятий Риги и Воронежа, к примеру, на общем собрании определяется кандидатура на должность мастера и начальника цеха. Трудовые коллективы вправе обращаться в министерства и ведомства по вопросам, касающимся соответствующих предприятий. Более 70 управленческих функций администрация выполняет сегодня по согласованию с общественными организациями.

Процесс демократизации в управлении народным хозяйством - объективная закономерность, вытекающая из природы социалистического строя, совершенствования производственных отношений, укрепления коллективистских начал.

Конечно, как и в любом большом деле, здесь есть свои трудности. В нашей печати нередко пишут о фактах формализма и бюрократизма, неоправданного "командования", ограничивающего инициативу коллективов, о нарушениях производственной дисциплины, низкой ответственности отдельных руководителей за результаты работы.

Для преодоления этих трудностей много путей. Главный - повышение сознательности трудящихся. Мы с полным правом гордимся, например, тем, что советский человек чувствует себя хозяином на производстве. Однако сегодня этого уже недостаточно. Надо добиться того, чтобы он и действовал соответствующим образом: был непримирим к нарушителям дисциплины, душой болел за общее дело.

Идею одновременного усиления централизма и расширения производственной демократии буржуазные экономисты называют противоречивой и парадоксальной. И действительно, в условиях "рыночной" экономики, частной собственности на средства производства, при не совпадении интересов трудящихся с интересами хозяев предприятий - она парадоксальна.

Другое дело - социалистическая экономика, для которой свойственно единство личных и общественных интересов. С одной стороны, задача сводится к улучшению планирования, тесной увязке годовых, пятилетних и долгосрочных планов экономического и социального развития, широкому применению комплексных программ, совершенствованию всего хозяйственного механизма. А с другой - к расширению самостоятельности предприятий и объединений, развитию инициативы трудовых коллективов, расширению прав и повышению ответственности их руководителей.

Различным этапам социалистического строительства соответствуют свои формы сочетания централизма и демократии. Сегодня, например, все больше усиливается роль Советов народных депутатов. Они формируют основные звенья государственного аппарата, решают наиболее важные экономические и социальные вопросы. В составе Советов народных депутатов в органичном единстве всех звеньев работают 2,3 млн. депутатов-трудящихся, 10 млн. народных контролеров, других активистов. Через эту систему осуществляются все государственные дела.

Масштабы производства и качественные преобразования в экономике выдвигают более высокие требования к управлению, побуждают к поиску эффективных форм и методов хозяйствования. Сейчас, в частности, принимаются энергичные меры к повышению активности и компетентности хозяйственного аппарата, преодолению ведомственной разобщенности. Решение этих задач будет способствовать дальнейшему расширению производственной демократии, развитию инициативы и предприимчивости трудовых коллективов.

А. ПОЛИКАРПОВ, кандидат экономических наук

Число освоенных в СССР впервые новых видов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации, материалов (тыс.)

"img src="13aif011.gif""

Смотрите также:

Также вам может быть интересно