Примерное время чтения: 6 минут
129

ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. О СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ В РЕЛИГИИ

Современная эпоха не может не влиять на сознание верующих, на содержание религиозных доктрин, на политику и идеологию религиозных организаций.

За последние десятилетия различные мировые и локальные религии проделали большую эволюцию, чем за многие предшествующие столетия.

Почему же, спрашивается, церковники различных направлений прибегают к модернизации вероучения?

ПРИЧИНА названного явления - в социальном и научном прогрессе нашего века, в успехах социализма, в подъеме классового, общедемократического и национально- освободительного движения.

Происходит социальное пробуждение масс, в том числе и верующих, что сильно подтачивает позиции религии. Если, например, взять развитые капиталистические страны, то никогда еще, со времен возникновения христианства, столь отчетливо не проявлялась противоположность интересов народа официальным установкам церкви. Традиционные религиозные воззрения все более очевидно не соответствуют реалиям нашей эпохи.

Типичны опубликованные несколько лет назад во французской газете "Круа" результаты социологического исследования, из которого явствовало, что абсолютное большинство верующих во Франции озабочено в первую очередь именно вопросами социальной справедливости, ростом социального неравенства. И это типичная для Запада картина.

Усиление тревоги церковных иерархов перед распространением атеизма нашло свое неоднократное отражение в официальных документах католической церкви.

Принимая членов состоявшегося в октябре 1980 г. в Риме конгресса на тему "Евангелизация и атеизм", папа Иоанн Павел II назвал массовое распространение атеизма "духовной драмой нашего времени". Бывший некогда, по словам папы, уделом немногих умов - интеллигенции, "атеизм сегодня стал массовым явлением, блокирующим церкви".

И вот именно для того, чтобы не растерять паству, церковь вынуждена приспосабливать свое учение к реалиям сегодняшнего дня.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ

Вместо традиционных христианских добродетелей, таких, как послушание, покорность, надежда на небесное воздаяние и т. д., сегодня превозносятся как собственно религиозные качества активность, чувство социальной ответственности.

Вопреки всей исторической и идеологической традиции акцентирование на том, что религиозное спасение начинается уже в этом мире, весьма знаменательно.

Разумеется, этот процесс пересмотра ряда традиционных теологических положений осуществляется путем борьбы различных направлений.

Вопреки противодействию официального руководства даже среди наиболее консервативных организаций наблюдаются попытки пересмотреть свою догматику, чтобы как-то учесть новые запросы и настроения масс верующих. Так, осенью 1983 г. некоторые члены синода епископов католической церкви подняли вопрос о новой трактовке одного из фундаментальных понятий - греха. Взамен традиционной (личной, природной) греховности человека выдвигается теперь идея греховности самого общества, его виновности в наличии социальных зол. Очевидно, что даже эти вынужденные модификации не изменяют антинаучной сущности религиозной доктрины. Отмеченные тенденции можно наблюдать среди протестантских, католических, православных, исламских, буддистских, да и любых иных религиозных организаций. Модернизация проявляется буквально во всем: постепенно избавляются от допотопных архаизмов и очевидных нелепостей, "удешевляют", если так можно выразиться, традиционные обряды, вырабатывают новую политику в отношении к рабочему и национально- освободительному движению, к научно-техническому прогрессу, к проблемам войны и мира, демографии и экологии и т. д.

Теология вынуждена идти подчас на значительную модернизацию религии в целях ее поддержания и спасения.

ОТНОШЕНИЕ К ВОЙНЕ И МИРУ

Учитывая настроения широких масс верующих и реалистично оценивая ситуацию, многие деятели различных религиозных организаций все чаще выступают в защиту мира, против бессмысленной гонки вооружений, особенно против средств массового уничтожения, способных ликвидировать достижения мировой цивилизации, все живое на планете.

Большой резонанс получило принятие в начале мая 1983 г. в Чикаго национальной конференцией католических епископов США послания за немедленное заключение поддающихся проверке соглашений с целью прекращения испытаний, производства и развертывания новых систем ядерного оружия.

Аналогичные призывы содержались в пастырском послании западногерманских епископов "Справедливость - творец мира" и в обращениях многих других религиозных объединений различных регионов мира. В последнее время нередки публикации специальных исследований, в которых с позиции религии обосновывается безнравственность планов использования ядерного оружия. Ярким является, например, исследование "Церковь и бомба: ядерное оружие и христианская совесть", подготовленное рабочей группой англиканской церкви.

Разумеется, марксисты-ленинцы, да я все прогрессивные люди с уважением и пониманием относятся к любой пацифистской деятельности религиозных организаций, которая имеет свое положительное значение, особенно в наше беспокойное время.

О самоотверженной антикапиталистической, антиимпериалистической деятельности представителей левых течений разных религиозных организаций существует уже большая литература. Их благородная борьба против фашизма, милитаризма, олигархий, за элементарные права трудящихся на хлеб, работу, социальную и национальную свободу порой приобретает весьма активный характер. Участие церковнослужителей даже в вооруженной борьбе на стороне народа - нередкое явление в Латинской Америке, в ряде регионов Азии и Африки. Однако пока это - в лучшем случае только фракции в рамках официальных церквей, нередко гонимые и преследуемые.

КЛЕРИКАЛЬНЫЙ АНТИКОММУНИЗМ

Резко отрицательное отношение ряда правых деятелей церкви к теории и практике научного коммунизма давно и хорошо известно. Но некоторые новые явления наблюдаются и тут.

Современные правые религиозные деятели добиваются все той же цели - вульгаризировать марксистское понимание проблем личности и общества, гуманизма и свободы. И антикоммунизм, облаченный в религиозную мантию, имеет тут явное преимущество перед его "светскими" разновидностями. Ведь он неизменно претендует на благопристойность, стремится выступать с позиций защитника "попранных" прав верующего, руководствуется, на первый взгляд, исключительно принципами гуманизма. Идет активная спекуляция на принципах слободы совести.

Вместе с тем сегодня клерикальный антикоммунизм наряду с примитивными и грубыми нападками на социализм использует и изощренные методы: внешне "объективные" констатации и полупризнания наших реальных завоеваний с тем, чтобы в конечном итоге представить теорию научного коммунизма ложной.

Характерно, что весной 1983 г., когда отмечались знаменательные даты жизни и смерти Карла Маркса, официальная ватиканская газета "Оссерваторе романо" поместила довольно типичную в этом плане статью "Столетие со дня смерти Карла Маркса". В ней наряду с вынужденным признанием, что "мысль Маркса, несомненно, внесла существенный вклад в освобождение от многих исторических несправедливостей", проводилась идея о том, что, дескать, "сама история взяла на себя миссию вскрыть утопический характер" марксизма.

Правые религиозные круги и политические деятели буржуазии действуют в современном мире в целях реабилитации капиталистического строя, активизируя борьбу против марксистско-ленинских идей, против реального социализма.

Пропагандистская машина империализма, его политические лидеры неизменно прибегают к использованию клерикализма, декларируя при этом якобы бескорыстную защиту "высших" религиозных ценностей. Но суть самой религии, официальной теории и практики церквей в буржуазных странах при всех происходящих в них процессах модернизации остается в конечном счете прежней. Это социальное утешительство, отказ от революционного преобразования общества.

М. МЧЕДЛОВ, доктор философских наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно