В РЕКЛАМНЫХ проспектах, календарях, выпускаемых японскими фирмами, в журналах и телепрограммах, как правило, не обходится без традиционного символа благополучия - красивой, одетой в яркое кимоно молодой японки в окружении мужа и детей. Счастливая, обаятельная улыбка ее как бы исключает возможность проблем в семье, является воплощением идеальной, безмятежной семейной жизни.
Однако, как это часто бывает, сияющий рекламный образ остается лишь искусственным, застывшим на бумаге символом, не имеющим ничего общего с реальностью.
О действительных проблемах и заботах японской семьи мы рассказываем в этой статье.
ПРОБЛЕМЫ НАЧИНАЮТСЯ СО СВАДЬБЫ
Каждая семья начинается со свадьбы - освященного веками, в каждой стране своеобразного, но неизменно проникнутого пожеланиями согласия и благополучия ритуала. Общество социального и экономического неравенства наложило и тут свой отпечаток, превратив свадьбу в своеобразную демонстрацию социального статуса.
Сегодня мало-мальски "приличная" свадьба рядовых молодых людей обходится, по данным японской печати, примерно в 6,3 млн. иен - сумма, безусловно, астрономическая (она равна заработку жениха и невесты за 2 года). Более 1,7 млн. иен уйдет на оплату лишь церемонии и приема гостей. На подарки, признаются молодожены, рассчитывать не приходится - они, как правило, очень скромные. 1,5 млн. иен расходуется на покупку самых необходимых вещей для свадьбы. Остальное - на свадебное путешествие.
Поездка на курорт, путешествие в другой город - слишком дорогое удовольствие для простых японцев, позволить себе такую роскошь могут лишь однажды молодожены. Свадебное путешествие для них - единственная возможность повидать достопримечательности, запастись надолго, а порой и на всю жизнь, яркими впечатлениями. Получается так, что практически все время с начала самостоятельной трудовой деятельности до вступления в брак молодые люди постоянно откладывают деньги на свадьбу.
Издревле повелось в Японии, что невесты, за исключением тех, кто родился в богатой семье, зарабатывали приданое своим трудом. По размерам приданого судили о способностях и трудолюбии будущей хозяйки. Крестьянские девушки вербовались на работу на капиталистические предприятия на самых жестких, полурабских условиях. За счет использования этого "живого товара" расширялись и богатели компании текстильной, швейной, обувной, пищевой и других отраслей промышленности, добивались высокого качества товаров и их конкурентоспособности на мировом рынке.
БРЕШИ В СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ
За свадебным праздником следуют семейные будни. А они, констатируют японские социологи, исполнены все больших и больших трудностей и конфликтов.
Растет напряженность семейных бюджетов - надо откладывать на жилье, на образование детей, на случай болезни, на старость, подчас урезая текущие расходы, отказывая себе буквально во всем. Хотя на первый взгляд и может показаться, что уж где-где, а в Японии с ее нашумевшими на весь мир "экономическим чудом", "промышленным бумом" живется без проблем и печалей.
Семейный бюджет в 97 случаях из 100 контролирует жена. Мужу выдается из имеющихся семейных средств на питание (включая обед, ужин), на транспорт, досуг, различные бытовые услуги и прочее - в лучшем случае 1,5 тыс. иен в день. Для сравнения: 1 чашка кофе в столичном кафетерии стоит 300 иен, столько же - тарелка лапши - самого дешевого традиционного блюда (от которой сыт не будешь).
О типичном бюджете обычной японской рабочей семьи из 4-х человек рассказала недавно газета "Акахата": муж К. Оки, 42 года (из них 24 он проработал в компании "Ниппон кокан"), жена и двое детей - один ребенок учится в колледже, другой в школе. После уплаты разных налогов и взносов (в том числе на социальное страхование) от месячного заработка главы семейства остается 231 тыс. иен. Из них 60 тыс. идет на квартплату, 20 тыс. стоят газ, электро- и водоснабжение, 5 тыс. - пользование телефоном. На самое скромное питание требуется по меньшей мере 150 тыс. иен. Прикинем - зарплаты уже не хватает. А ведь надо еще заплатить 30 тыс. иен за обучение детей, какие-то средства выделить на оплату бытовых услуг, покупку необходимых товаров, погашение долгов.
Существовать нормально, а уж тем более платить за обучение детей семье К. Оки было бы просто невозможно, если бы жене не удалось найти место продавщицы в магазине при условии занятости неполный рабочий день. Кстати, "неполным" часто считается обычный рабочий день (более 30% женщин, занятых на условиях неполного дня, трудятся, как оказалось, по 7 и 8 часов), просто платят за него неполную сумму. Жена К. Оки, например, получает 110 тыс. иен в месяц. Трудовой договор с такими работницами 80% хозяев заключают не больше чем на 1 год. Но поставить под ним свою подпись считается для женщины большой удачей.
Вообще для большинства японских женщин замужество перестало быть водоразделом, отделяющим работу на производстве от роли матери и хозяйки, хотя пропаганда на зарубежную аудиторию продолжает представлять японку как безмятежно счастливую хранительницу семейного очага, безбедно существующую на зарплату мужа. Численность женщин, состоящих в браке и продолжающих работать, с 1970 по 1982 г. почти удвоилась. Доля же замужних среди работающих женщин за эти годы выросла с 41,4% до 58,8%. Если в 60-е годы каждая вторая японка после рождения ребенка навсегда покидала производство, то в начале 80-х такое решение принимали лишь 22%.
Заработки женщин рассматриваются уже не как дополнение к бюджету семьи, а как необходимая его часть, без которой невозможно нормальное существование; Согласно опросам ученых, свыше 8 млн. домохозяек хотели бы работать, но не заняты из-за отсутствия вакансий.
ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО НЕ ПОМОГАЕТ...
Заработок женщины не спасает семью от материальных трудностей, особенно в период обучения детей в школах и вузах. Семьи с двумя детьми, обучающимися в колледже, тратят на образование, по данным специалистов, 23,5-28,8% семейного бюджета. Как видим, семейные расходы намного превышают доходы. А когда глава семейства достигает возраста 55 лет (который предприниматели рассматривают как критический рубеж), над ним нависает угроза увольнения. Угроза реальная, ведь в стране сотни тысяч полных сил молодых людей, жаждущих найти работу.
В 1984 г. японское правительство опубликовало очередную "Белую книгу о жизни народа". На сей раз ее тема - баланс семейных доходов и расходов. Ее составители постарались "успокоить" глав семей, возраст которых приближается к "критическому": как показывает статистика, они все чаще реагируют на жизненные трудности душевными расстройствами, "бегством от семей", самоубийствами.
Но успокоения не вышло. Не обещая государственной помощи на социальные нужды, авторы книги призывают японцев к "самоконтролю". Этим забота правительства и ограничивается.
Во время традиционной японской свадебной церемонии полагается всячески отгонять злых духов от молодой четы. Но, как показывает практика, они, увы, очень сильны и долго досаждают супругам, все чаще и чаще расшатывая семейные устои. Природа же их явно не мистическая, а социально- экономическая.