Примерное время чтения: 6 минут
144

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. КОМУ СЛУЖИТ "СВОБОДНАЯ" ПРЕССА ЗАПАДА

Буржуазная печать США

ГАЗЕТЫ

На состоянии печати сказывается углубляющийся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации. Количество ежедневных газет продолжает сокращаться - 1701 в 1984 г. (1704 в 1983 г.). Сохраняется тенденция к сокращению числа вечерних газет, слиянию их с утренними. Продолжает развиваться тенденция выпуска национальных изданий региональными газетами, создания общенациональных газет. Совокупный тираж газет, по данным журнала американских газетных предпринимателей "Эдитор энд паблишер", вырос на 1,4% и превысил 63 млн. экземпляров. Журнал считает это признаком оживления в газетной индустрии. Однако рост тиража произошел скорее всего за счет национальной газеты "Ю-Эс-Эй тудей" (250 тыс. в 1983 г., к марту 1984 г. - 1,3 млн. экземпляров). Компания Ганнета сосредоточила усилия на распространении ее по стране. Ведется интенсивная реклама этой газеты, причем средств на это не жалеют. По тиражу она занимает третье место в стране после "Уолл-стрит джорнэл" и "Нью-Йорк дейли ньюс". С июля 1984 г. "Ганнет компани" предприняла международное издание "Ю- Эс-Эй тудей" - для стран Европы и некоторых государств Ближнего и Среднего Востока, осуществляя вслед за американскими газетами "Интернэшнл геральд трибюн" и "Уолл- стрит джорнэл" идеологическую экспансию монополистического капитала США.

Расширяет свое национальное издание и "Нью-Йорк таймс". Через спутник связи она уже печатается во многих штатах. Национальное издание начала выпускать и газета "Вашингтон таймс". Это правое издание, связанное с "Объединенной церковью", реакционной, антикоммунистической организацией, возглавляемой выходцем из Южной Кореи Муном. Правые еще в 1982 г., когда "Вашингтон таймс" начала выходить, заявили, что намерены покрыть сетью своих газет всю страну. Эти опасные планы стали осуществляться. В 1984 г. "Вашингтон таймс" через спутник связи стала печататься в Калифорнии. Тираж газеты невелик - 100 тыс. экземпляров, тираж калифорнийских изданий - от 30 до 60 тыс. экземпляров, газета убыточна, однако она жертвует коммерческими интересами ради политических дивидендов (в прошлом году активно обеспечивала пропагандистскую поддержку избирательной кампании Рейгана).

Ежедневная газета "Ньюсдей", издающаяся в пригороде Нью-Йорка Гарден-Сити (на острове Лонг-Айленд), намерена составить конкуренцию нью-йоркским газетам. Это единственная местная газета, входящая в список 25 ведущих газет страны (занимает в нем 12-е место); в прошлом году тираж ее вырос и сейчас составляет 525 тыс. экземпляров.

Информационное агентство ЮПИ переживает тяжелые времена. Убытки его составили в 1982 - 1983 гг. 23 млн. долл. Владельцы компании "Медиа ньюс корпорейшн", которой принадлежит ЮПИ, предпринимали отчаянные попытки избежать банкротства. ЮПИ продало английскому агентству Рейтер 24 зарубежных фотобюро за 5,76 млн. долл., объявило о намерении продать 30% акций за 12 млн. долл. В прессе были сообщения о поисках других состоятельных вкладчиков. Владельцы ЮПИ вынудили профсоюзы заключить соглашение о сокращении штатов и снижении заработной платы - это дало агентству 12 млн. долл. экономии - и продали телестанцию в Чикаго. Однако эти меры не дали результатов. В апреле с. г. ЮПИ объявило себя банкротом и продается с молотка.

ЖУРНАЛЫ

Практически все ведущие американские журналы принадлежат крупным магнатам прессы. "Последним из могикан" так называемой нетрестированной периодики был "информационный" еженедельник "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", издававшийся одноименной компанией, держателями акций которой были служащие компании, сотрудники журнала. Но 11 июня 1984 г. было подписано соглашение о продаже журнала крупному владельцу недвижимости и издателю, миллионеру М. Цуккерману. Ему принадлежит журнал "Атлантик" и книжное издательство "Атлантик мансли пресс".

Новый владелец "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" утверждал, что "журнал ему нравится" и он не намерен менять его линию и проводить перемены в его редакционном руководстве. Журнал всегда был тесно связан с правым крылом республиканской партии, с военно- промышленным комплексом, и его консервативная ориентация при новом хозяине (вступил в права владения в октябре 1984 г.) не изменилась, однако Цуккерман ввел новые посты - вице-председателя и исполнительного вице-президента, а также должность редакционного директора, отдав ее бывшему редактору лондонской "Таймс" Г. Эвансу. Переход "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" под контроль Цуккермана - лишнее доказательство того, что "свобода печати" в буржуазном обществе в руках ее владельцев.

Информационный альманах, Бостон, 1985

В прошлом году умерла владелица журнала "Ридерз дайджест" Лайла Ачесон Уоллес (правда, она давно отошла от дел). В журнал вернулся в качестве управляющего редактора бывший директор радиостанции "Голос Америки", К. Томлинсон. Такое передвижение свидетельствует об общности пропагандистских задач этих органов "психологической войны". Оно способствовало еще большему ужесточению милитаристского антисоветского курса этого реакционного журнала. Совокупный тираж его внутреннего и "международных изданий превысил 31 млн. экземпляров. "Самый читаемый журнал в мире" - гласит хвастливая самореклама на его обложке. Традиционно прореспубликанский, правый журнал, среди массовых это самый любимый журнал президента, из которого он черпает свои шутки и суждения.

Наращивает число распространяющих его газет и свой тираж журнал "Пэрейд" - воскресшее приложение к американским газетам. Его тираж достиг 21,8 млн., а количество распространяющих его газет - 133.

Довольно стабильны тиражи у массовых консервативных так называемых "информационных" еженедельников: "Тайм" - 4,6 млн. экземпляров, "Ньюcуик" - 3 млн. (у обоих это тираж внутренних изданий), "Ю. С. ньюc энд Уорлд рипорт" - 2,1 млн. В то же время тиражи других категорий журналов, в особенности журнала телепрограмм "Ти-ви гайд" (тираж 17 млн. экземпляров), изданий для женщин, для мужчин, продолжают сокращаться, что вызвано падением читательского интереса к ним.

Владелец "Ти-ви гайд" Уолтер Анненберг - личный друг Рейгана. Объявления о своей победе 6 ноября 1984 г. Рейган ждал, находясь в гостях именно у него. Еще в 1980 г. "Ти- ви гайд" впервые открыто объявил о поддержке Рейгана. В прошлом году журнал еще более активно выступал на его стороне. Американский либерально-демократический журнал "Мазер Джоунз" опубликовал в 1984 г. статью под названием "Ти-ви гайд" ведет телевидение вправо".

Пропагандистскую поддержку Рейгану обеспечивают и такие правые, консервативные журналы, как "Нэшнл ревью" - любимый журнал президента, по его собственному признанию, "Паблик опинион", "Комментарии, "Америкэн спектейтор", "Паблик интерест", "Консерватив дайджест". Но это издания со сравнительно небольшими тиражами.

В стране происходит дальнейшее объединение пропагандистских усилий отдельных звеньев информационно-пропагандистского комплекса.

Г. ГОЛОВАНОВА, кандидат филологических наук

Продолжение. Начало в N 37.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно