Почему из "богатого Китая" едут на заработки в "бедную Россию"?
Российские политики призывают брать пример с "китайского экономического чуда", толком не зная, за счёт чего оно было достигнуто.
...СОСЕДНИЙ Китай давно уже не даёт нам покоя. Ещё бы - в конце семидесятых наши "социалистические братья" получали три метра ситца в год, ели полчашки риса в день, спали на голом полу. И вот поди ж ты - Пекин и Шанхай застроены сверкающими небоскрёбами, а экономика растёт как на дрожжах. Дешёвой одеждой, кроссовками, электроникой завалены магазины России, США и Европы - всё сделано в Китае под мудрым руководством Коммунистической партии.
Денег - хоть с кашей ешь: золотовалютные резервы Китая составляют $850 миллиардов (больше всех в мире), у России, к примеру, в четыре раза меньше. Но в то же самое время миллионы китайцев готовы на всё что угодно - лишь бы уехать на работу в нашу страну.
Они снимают в Сибири одну квартирку на 10 человек, мостят дороги и строят дома за мизерную плату - довольно странное поведение для жителей богатого государства. Так что же происходит в Китае на самом деле - рай или ад? Разобраться в этом попытался обозреватель "АиФ".
Коммунистам уже плевать на социализм
...В КИТАЕ и за целый год не поймёшь, в каком именно мире ты находишься - капиталистическом или социалистическом. Страна контрастов. Сравнишь с нами образца перестройки - чистый капитализм, особенно если учесть, что первый "Макдоналдс" в Пекине открылся в 1985 году. Частникам продано всё, даже метро - каждая линия принадлежит отдельной фирме. А вот цены на бензин строго регулирует правительство: они не меняются годами.
С одной стороны, газеты "прикладывают" чиновников за взятки, полицию - за жестокость, а с другой - десятки журналистов сидят в тюрьмах за "несправедливую критику Коммунистической партии". Кругом - памятники Мао Цзэдуну, пионеры сочиняют стихи в его честь, а у многих китайцев в кармане - красный цитатник с выражениями "великого кормчего", в том числе и самым популярным: "Ибу ибу ди дада муди" - "Шаг за шагом идём мы к великой цели".
- Мы с уважением относимся к любому периоду истории Китая, - говорит Линь, глава турфирмы в Пекине. - Да, во время "культурной революции" погибло 20 миллионов человек, в том числе мой отец, однако мы не можем отрицать тот факт, что председатель Мао сделал Китай великим государством. Мы никогда не свергаем памятники своим правителям, плохие они были или хорошие, - так, как это делаете вы.
Подобное мнение появилось не вчера. Ещё в 1950 г. Мао Цзэдун отказался по настоянию Сталина расстрелять последнего императора Пу И, разрешив ему после "перевоспитания" в трудовом лагере работать в ботаническом саду. А о том, что сотворили в России с нашим императором и всей его семьёй, лучше не вспоминать.
"...Сегодня состоится собрание по исключению из партии товарища Чжэня. Товарищ Чжэнь покрыл себя несмываемым позором: состоял в неподобающих отношениях со своей секретаршей, а также посещал сауну, где потерял моральный облик". Это чудесное объявление украшает стену одного из ресторанов Шанхая: осуждаемый посудомойками аморальный товарищ Чжэнь является его владельцем.
С 2002 г. китайским бизнесменам разрешили вступать в партию (теперь там и миллионеры не редкость), но от всех кандидатов требуют целомудрия - за наличие любовницы лишают партбилета. Бизнесмены тут же выстроились в очередь, желая стать коммунистами: счастливцы с гордостью носят золотые значки - быть партийцем престижно. Разбогатевшие и растолстевшие коммунисты обращают мало внимания на призыв партии "быть скромнее": только "новые русские" сравнятся с "новыми китайцами" по эпатажу.
- Мы слишком долго были нищими, и теперь богатым людям надо показать всем, что у них полно денег, - объясняет мне Вэн Ли, директор обувной фабрики в Харбине. - Спору нет, я люблю роскошь. Однако любой сотрудник может обратиться ко мне запросто, я для него товарищ по партии, а не эксплуатирующий наёмный труд капиталист. Рабочие кланяются мне при встрече на фабрике, но я такие вещи решительно осуждаю.
На Вэне - анекдотичный красный пиджак от Версаче, золотые часы, крокодиловый бумажник чудом не лопается от тугой пачки денег. Коммунист Вэн не верит в светлое социалистическое будущее - ему вообще плевать на идеологию. До недавнего времени он верил исключительно в американский доллар, однако после того как "зелёный" начал падать со страшной силой, решил поверить в японскую иену.
18 часов в сутки за $150 в месяц
...ОТ ВИТРИНЫ китайского экономического успеха - гигантского Шанхая - захватывает дух: места живого нет от залитых огнями небоскрёбов, один шикарнее другого. Между ними - роскошные шопинг-центры, хотя покупателей мало. Однако на строительных площадках этих самых небоскрёбов картина роскоши блекнет: благополучие во многом основано на труде миллионов нелегальных рабочих.
Крестьяне, нахлынувшие в Шанхай, работают на стройках по 18 (!) часов в сутки, спят и едят там же - за $150 в месяц. Большинство не имеют регистрационной карточки, разрешающей работу в мегаполисе, поэтому хозяева запрещают им выходить за ворота, чтобы не попасться на глаза полиции. Нелегалов обязаны депортировать "по месту проживания".
За последние два года двадцать рабочих и служащих, застигнутых без регистрации в мегаполисах, забили насмерть в полицейских участках. Самым известным стал случай, когда в изоляторе крупного города Гуанчжоу от побоев умер молодой дизайнер Сунь Чжиган.
- Мы очень любим показуху. Я думаю, такое было и у вас при коммунизме, - утверждает один из строительных бизнесменов, представившийся как "товарищ Фынь". - Главное - изобразить сверкающую сказку, чтобы все приезжали в Шанхай и ахали от зависти. У меня на стройке все рабочие готовы "пахать" за гроши, так как у них в деревне платят ещё меньше. В провинции есть стройки, где вообще работают только за еду. Посмотри, сколько в Шанхае уличных торговцев, - спят прямо у своих прилавков. Да, им тяжело, но они оплатят своим детям учёбу в колледже, и те будут богатыми. У нас в Китае не живут сегодняшним днём, а планируют всё на полжизни вперёд.
...Провинция в Китае живёт скромнее: землю обрабатывают на буйволах, как и сто лет назад, из мебели в хижинах - только циновки на полу. Однако, несмотря на бедность, пьяного человека на улице не увидишь. И если в России только четверть населения живёт в сельской местности, а остальной народ - в городах, то в Китае - в точности наоборот.
Экономический успех достигнут за счёт сотен миллионов почти бесплатных рабочих рук и уникальной работоспособности. Любое производство обходится в копейки: эксперты называют дешёвый труд "китайской нефтью". Сколько фабрик ни открывали бы иностранные инвесторы, работы всё равно на всех не хватает. Поэтому и вкалывают люди так, как нам и не снилось. В России сложно представить, чтобы человек пахал 18 часов в сутки без выходных десять лет подряд. А вот в Китае такой стиль работы - обычное дело.
Страна богатеет, но партия "затягивает пояса" - отменены социальные льготы, пенсии теперь будут получать только государственные служащие. На улицах городов появились нищие - ещё три года назад такого не было.
- В деревне каждый человек мечтает об одном - уехать в город, - признаётся сельская учительница Мэй, живущая возле Шанхая. - Там возможности, там деньги, там счастье. Но правительство жёстко ограничивает приток нелегалов из села, иначе они захлестнут мегаполисы. У нас завидуют двум односельчанам, которые ночью переползли под колючей проволокой границу Гонконга: вот повезло-то!
Гонконг распух от денег - только один этот город обеспечивает четверть (!) всех доходов страны. Мегаполис с 1997 года является частью Китая, но уникальный случай - жителям других провинций требуется виза, чтобы попасть туда: богатым не нужны бедные. Пару лет назад ходили слухи: этот опыт так понравился партийцам, что они собираются ввести визы и на въезд в Шанхай - к счастью для крестьян, этого пока не случилось.
Почему в Китае меньше заключённых, чем в России? Отчего Компартия боится экономического успеха? Будут ли воевать русские и китайцы? Читайте продолжение репортажа в ближайших номерах "АиФ".