Недавно с прилавков магазинов исчезло вино, коньяки и крепкие импортные напитки. Что это: очередной просчёт законотворцев или умышленная диверсия?
Версия N 1 - официальная
Необходимость введения новых марок законодатели объясняют просто: каждая капля спирта должна быть под контролем, чтобы побороть производителей "палёного" алкоголя. Для этого бутылки будут маркировать новым штрихкодом, информация с которого должна поступать в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Счётчики и компьютеры должны быть установлены на каждом заводе. "Предприятиям позволили делать то, что они хотят. Это было ошибкой. ЕГАИС - попытка её исправить", - говорит председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.
Версия N 2 - подпольная
Нас уверяют, что до 40% алкоголя в России - нелегальная и опасная для здоровья продукция. "Но с тех пор как заработала новая система, много ли мы слышали о поимке нелегальных производителей?" - задаётся вопросом исполнительный директор комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов. Сейчас многие магазины, особенно в российской глубинке, "отрывают с руками" спиртное сомнительного происхождения, не обращая внимания на поддельные документы и лицензии. Пока желающие работать честно ликёроводочные и винные заводы подстраиваются под новую систему и улаживают свои взаимоотношения с государством, подпольщики в несколько раз увеличили объёмы реализации. "Возникают самые чёрные мысли, - говорит эксперт алкогольного рынка, попросивший не называть его имени. - Конечно, трудно в это поверить, но если криминальный рынок настолько силён, что смог протащить через множество ведомств закон, который связал руки легальным производителям и экспортёрам, то можно только догадываться, до каких масштабов доросли "серые" алкогольные короли".
Версия N 3 - конкурентная
Под новую маркировку попали практически все производители алкоголя - от лёгкого вина и шампанского до крепких бальзамов и водки. В этом списке не оказалось только пива. "По нашему законодательству пиво не относится к алкогольным напиткам, несмотря на то что многие марки доходят до 8-10 градусов крепости", - разводит руками президент Союза виноградарей и виноделов России Валерий Логинов.
Рынок пива рос-рос, а в последний год почти перестал. В 2005 г. почти на 8% увеличилось потребление вина. "И это логично. Ведь когда уровень жизни растёт, люди начинают задумываться о собственном здоровье и безопасности тех продуктов, которые они потребляют. Многие переходят на более качественный алкоголь", - говорит Логинов. Так что производители пива вполне могут быть заинтересованы в нынешнем кризисе на винном рынке.
Версия N 4 - монопольная
Совершенно очевидно, что на нововведениях заработают те, кто придумал и обслуживает систему ЕГАИС. "Во-первых, всем поставщикам и оптовым торговцам "рекомендуют" закупать вполне определённое оборудование, - рассказывает Александр Романов. - Обслуживать его должна одна-единственная фирма, с которой все заключают договоры. Также приходится покупать определённое программное обеспечение для компьютерного учёта всей продукции. На всё необходимо получать сертификат. За это надо платить каждый год немалые деньги". По словам Дмитрия Доброва, начальника управления информации и внешних связей ФГУП "Росспиртпром", на переоборудование всех филиалов его предприятия потребуется минимум 20 млн. рублей.
Новый закон преподнёс сюрприз и малому бизнесу. "С 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели не могут продавать алкоголь, - разъясняет нам директор юридической фирмы "ЮРСЕРВИС" Светлана Подоляко. - Торговать спиртным могут только фирмы с уставным капиталом не менее 500 тыс. руб.". "Идёт умышленное разрушение рынка и создание монополии, контролировать которую будет узкий круг людей", - добавляет Романов. По мнению гендиректора Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, маленькие магазины сильно пострадают от таких нововведений.
Умышленно или случайно произошёл обвал на рынке алкоголя, но больше всех пострадали от этого потребители. О сокращении продаж суррогата пока не слышно. А нормальный алкоголь, по мнению экспертов, полностью вернётся на прилавки магазинов лишь к осени. Цена из-за новых расходов может вырасти на 5-10%.