Южная Осетия готова к свободе, а Грузия - к войне
12 НОЯБРЯ в Южной Осетии пройдут выборы президента и второй по счёту референдум о независимости.
ИНТРИГА в том, что голосование пройдёт не только на землях, населённых осетинами, но и в грузинских анклавах.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
В конце 80-х в Южной Осетии (автономии в составе Грузинской ССР) поднялось национальное движение - осетины не желали отделяться от СССР в составе Грузии. В 1989 - 1992 гг. произошёл вооружённый конфликт между осетинскими ополченцами и грузинскими военными. Погибли свыше 1100 жителей, сожжено более 100 сёл. На референдуме в 1992 г. население (67% которого составляли осетины) проголосовало за независимость РЮО и её вхождение в РФ. В июле того же года в республику вошли российские миротворцы. Грузино-осетинский конфликт перешёл в "тлеющую фазу", сопровождаемую стычками и провокациями. В отличие от Абхазии тотального исхода грузин из Южной Осетии не произошло - несколько тысяч их по-прежнему живут в селениях-анклавах. С приходом к власти М. Саакашвили Грузия вознамерилась решить "территориальную проблему". Министр обороны И. Окруашвили пообещал встретить Новый 2007 год в Цхинвале. В ответ власти Ю. Осетии решили заручиться поддержкой Москвы и назначили повторный референдум.
Голосования в Цхинвале ждут с трепетом. "Независимость для нас - вопрос жизни и смерти", - говорит мне сотрудник местного МВД. В Доме правительства очередь: люди получают югоосетинские паспорта. Всего к выборам их хотят выдать до 50 тыс. штук. Спрашиваю: "Зачем они нужны? Ни в Россию, ни в Грузию по ним не пустят..." Женщины-осетинки обижаются: "Как зачем?! Чтобы голосовать!"
Третья Осетия?
"ЮЖНАЯ Осетия и Абхазия - два крючка, с помощью которых Россия может удержать Кавказ, - убеждает меня Руслан Бзаров, профессор кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского госуниверситета. - А ещё буфер между Россией и НАТО".
"Что кроме братской любви и головной боли получит Россия в случае присоединения Южной Осетии?" В Цхинвале этот циничный вопрос вызывает негодование. В республике в руинах вся бывшая промышленность. Правда, есть рудники, лес, альпийские луга для животноводства и источники минеральной воды... Но сегодня на уме у осетин не экономика, а возможная война. "Э-э-э, - восклицает пожилой сапожник в лавке, - раньше мы хоть спирт в Ставрополь возили, тем и жили. А теперь что?!"
Тем временем власть в анклавах готовит альтернативные выборы. Тамошняя ЦИК уже зарегистрировала четырёх кандидатов на пост президента республики. В том числе бывшего югоосетинского премьер-министра Дмитрия Санакоева, которого в Цхинвале называют предателем.
"Честно говоря, я не ожидал такого коварного хода, - признаётся 81-летний спикер парламента Ю. Осетии Знаур Гассиев. - Власть в грузинских сёлах заблаговременно взяла всю нашу атрибутику: и флаг, и герб. То есть, может образоваться ещё одна, марионеточная "Верхняя Осетия" - по аналогии с "Верхней Абхазией" в Кодорском ущелье. А потом в анклавы могут войти войска Окруашвили".
Обезьяна с гранатой
"ВЗГЛЯНИТЕ на карту Грузии, сделанную в Тбилиси, - сказал корреспонденту "АиФ" министр обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич. - На ней Абхазия и Аджария выделены как автономные области, а Южной Осетии нет вообще! И вы хотите, чтобы мы им сдались?!"
"Южная Осетия - как дымящий вулкан. Каждую минуту может начаться извержение", - вздыхает старик на цхинвальском базаре. В народе ходят слухи, что грузины будто бы собираются обстреливать город залпами из установок "Град" и бомбить с воздуха. Цхинвал расположен в котловине и стратегически уязвим. От Гори максимум час - и их танки на окраине югоосетинской столицы... В том же Гори достраиваются военный госпиталь и морг на 300 тел.
Известно, что всё мужское население анклавов от 18 до 40 лет - 2,5-3 тыс. резервистов - прошло военные сборы. Есть там и отделения военной полиции. Эту силу в Цхинвале рассматривают как передовой отряд грузинской армии.
"Войска мы остановим, - уверяет А. Баранкевич. - А если грузины решатся на обстрел из "Градов", то первые же залпы могут накрыть миротворцев. На такое безумство даже клика Саакашвили, похожая сейчас на обезьяну с гранатой в руке, не пойдёт. Вот если уйдут миротворцы - тогда да, будет бойня". "За два года наш президент Э. Кокойты создал боеспособные части не хуже, а может, и лучше, чем спецназ Кадырова, - говорит местный оперативник. - К тому же ополченцы из Северной Осетии готовы перейти Рокский перевал".
В Цхинвале верят, что карта Грузии без Южной Осетии так и останется на бумаге. Но грузинский боевик из окрестностей Цхинвала в разговоре со мной настаивал: "Никакой Южной Осетии нет. Это наша земля, территория Грузии: Самачабло, или Цхинвальский регион". Конца этому спору нет.