Внимание! На сайте статья дана полностью, печатный вариант сокращен.
Богатые арабские исламисты обожают Мадонну, гамбургеры и кока-колу, но их отношения к Америке это ничуть не улучшает.
- ТЫ ПОНИМАЕШЬ, эти люди герои. Уличные поэты воспевают их храбрость в стихах. Если бы наши правительства не были куплены американцами, этих мусульман давно бы объявили святыми, - человек в белой одежде отхлебнул кофе из серебряного стаканчика ручной работы. - Ведь они пожертвовали своей жизнью ради нашего счастья и нанесли превентивный удар по Америке. Теперь ты видишь - неверные вторглись в Ирак и Афганистан, залили эти земли кровью безвинных... операция была просто самозащитой.
Разговор велся в фешенебельном ресторане столицы нефтяного эмирата Катар, а моим собеседником был удачливый бизнесмен из Саудовской Аравии, приехавший заключать контракт...с американской компанией. "Героями" он именовал террористов, совершивших массовое убийство людей в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го года. Лощеный саудовский бизнесмен не выглядел фанатиком с ножом в зубах. Постукивая по столу пальцами в бриллиантовых перстнях, он спокойно рассказывал, что его брат уже месяц как уехал воевать в Ирак против американцев. Сын тоже хочет, но не имеет никакого боевого опыта - поэтому собирается пойти служить в армию, чтобы как следует потренироваться, а потом уже профессионально убивать солдат США в Багдаде.
"Для нас он выше всех святых"
ПРИНЯТО считать, что исламский терроризм происходит от бедности - мол, слаборазвитые страны Ближнего Востока страшно завидуют цивилизации Запада, потому что живут в нищете. Вот как разбогатеют, так сразу поймут, что так делать не стоит, и начнут строить у себя западную демократию. Отчасти это верно. В лагере афганских беженцев под пакистанским Пешаваром люди, живущие годами на голой земле, кричали мне в лицо - "Усама бен Ладен наш отец! Это для США он убийца, а для нас выше всех святых! Он роет колодцы, покупает нашим детям лекарства, раздает женщинам еду. Он настоящий мусульманин - мы умрем за него!". Однако, как это не парадоксально, в богатейших нефтяных странах Персидского залива бен Ладен популярен еще больше...
Катар - крошечная монархия, у которой денег - куры не клюют. Только полмиллиона населения - и огромные запасы нефти и газа. На каждого жителя приходится четыре иностранных рабочих: два миллиона человек работают в эмирате таксистами, дворниками и строителями. Рабочий день в стране пять часов, и уже вскоре после полудня офисы пустеют. Столица поражает роскошью - фонтаны, великолепные проспекты с тщательно высаженными пальмами. Сразу после начала войны в Ираке военные США в Катаре получили инструкцию не появляться на улице в форме: "Лучше походить на обычных туристов, чтобы не вызывать неприязни местного населения". В богатом эмирате американцев и раньше не особенно любили, а в последнее время откровенно возненавидели. Угонщиков самолётов 11 сентября в частных разговорах называют Magnificent 19, то есть "Великолепные девятнадцать" - по аналогии с американским же вестерном "Великолепная семёрка". И хотя за хранение портретов этих людей (на фоне горящих небоскрёбов Всемирного торгового центра) можно попасть в тюрьму, многие держат их фото дома на самом почётном месте, вместе с Кораном.
"Мулла Омар тоже любит джип"
- ВСЁ это ерунда, что только бедные воюют за ислам, - объясняет Мухаммед, владелец одного из шопинг-центров в Дохе. - Эти девятнадцать героев были из очень богатых семей, у них было всё, но они предпочли смерть ради народа. У нас многие бизнесмены, владельцы магазинов и даже офицеры уехали воевать в Ирак. "Макдоналдсы" в Катаре забиты посетителями, молодёжь на улице пьёт из запотевших банок кока-колу и слушает в наушниках Мадонну, в компьютерах интернет-кафе - "Виндоуз" на арабском языке. Но, как выясняется, любовь к американским продуктам питания и американской же масскультуре автоматически не переходит на саму Америку.
"Бен Ладен тоже любит колу, а мулла Омар обожает джипы "Хаммер", что тут плохого?" - говорит мне 18-летний сын богатого бизнесмена Абдалла, подвозя меня на своём "Мерседесе". - Но американцы навязывают нам не только свои товары, но и свой образ жизни. Поэтому мы будем с ними воевать до тех пор, пока всех не убьём".
Чего уж там Катар, даже в маленьком эмирате Кувейт, которому в 1991 году Америка вернула независимость после иракской оккупации (в ходе операции "Буря в пустыне"), 40% населения, согласно опросам, одобряют теракты 11 сентября. "Это чёрная неблагодарность, - считает сотрудник пресс-службы армии США в Дохе. - Они поимели от нас что хотели, а теперь открыто говорят: "Убирайтесь". Недавно британские политологи сделали независимый опрос в Омане: кто победит, если провести свободные демократические выборы? Оказалось, что популярнее всех Усама бен Ладен...
Цена нефти дойдёт до $200?
АДМИНИСТРАЦИЯ Буша полагала, что пропаганду надо вести, как с Советским Союзом: больше американского культурного влияния - и смертники-камикадзе сдадутся под напором "макдоналдсов". Но выяснилось, что в Саудовской Аравии и прочих нефтяных арабских государствах этот принцип не работает: там никогда не были в дефиците американские джинсы и газировка. И оказалось, что серьёзная угроза идёт не от нищих Судана и Афганистана, а от бизнесменов монархий Персидского залива, снабжающих нефтедолларами боевиков-смертников. Правительства этих стран клянутся в дружбе Америке, на их территории размещены дивизии американских солдат, однако миллионы людей кричали 11 сентября на улицах "Аллах велик!", а многие и сейчас отмечают эту дату как праздник. Даже арабские нефтяные магнаты, обязанные ценам на нефть своим благополучием, и те придерживаются мнения, что слишком дешёво продают "чёрное золото" Америке: "Неверные специально занижают цену, чтобы грабить нас и перепродавать нефть в Израиль. Настоящая цена нефти - не меньше $200 за баррель". Если обычный арабский таксист, показывая мне на флаг посольства США, качает головой, произнося "Амрика ля квайс" - "Америка - плохая", то с ним согласны и богатые люди. А это куда опаснее, потому что они-то и жертвуют доллары на спутниковые телефоны, автомобили, современное оружие и новейшую взрывчатку для смертников в Ираке.
- Мы пытаемся их разложить, но они не "разлагаются", - нервно закуривает сотрудник пресс-службы американской базы. - Стали в Госдепартаменте издавать фривольный журнальчик Hi! для арабской молодёжи - никто не читает, продажи проваливаются. CNN на арабском смотреть не хотят, все предпочитают "Аль-Джазиру". А там, только включишь, на экране трупы иракских детей, убитых нашей армией. Мы полностью проигрываем информационную войну исламистам и ничего с этим сделать не можем.
...Бешеная популярность Усамы бен Ладена и идеи "джихада" в Ираке в переполненных нефтью, благополучных странах Персидского залива не афишируется. Принято считать, что основная подпитка террористов - осатаневшие от нищеты фанатики, у которых нет ни гроша за душой. Мол, если дать им хорошую работу - они сразу почувствуют вкус к наслаждениям жизни, и им расхочется умирать. Однако опыт нефтяных монархий показывает - проблема далеко в не деньгах...Но кто захочет это признать?
Кстати
В 2001 году ответственной за улучшение имиджа Америки в глазах мусульманского мира была назначена профессиональная рекламщица Шарлотт Бирс, ставшая заместителем экс-госсекретаря Колина Пауэлла. Она придумала ролики, как американским мусульманам замечательно живется в США - однако во многих исламских странах их сняли с ТВ, признав "оскорбительными". Там же, где ролики пустили в эфир, они еще больше ухудшили отношение людей к Америке. Через полгода мадам Бирс была уволена, на прощание она произнесла - "Между тем, какими мы хотим выглядеть им тем, какими нас видят - огромная пропасть. У миллионов мусульман искаженное представление о США". На ее должность был назначен профессиональный дипломат Эдвард Джереджян, но ситуация не изменилась. По мнению газеты Washington Post, "США в арабских странах попросту бесполезно рекламировать как бренд. Любой голливудский блокбастер в странах Персидского залива соберет куда меньшую аудиторию, чем очередное телевыступление террористов "аль-Кайды" с отрезанной головой американского заложника".