Примерное время чтения: 7 минут
201

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА. Это и есть Америка

"Роман-газета" опубликовала работу украинского писателя и публициста Виталия КОРОТИЧА. Она называется "Ненависть". Это роман в письмах, в котором рассказывается о США, о стране, где автор много раз бывал, где у него много друзей. Но почему же тогда "Ненависть"?

КНИГА написана за те три месяца, что автор провел в США, участвуя в работе ООН в составе делегации Украинской ССР. Но этого срока ему хватило сполна, чтобы ощутить на себе сегодняшнее дыхание Америки и донести его до нас с вами, читатель. Задача это не простая, ведь Америка - это многие миллионы людей с самыми различными характерами, взглядами, мнениями и настроениями. Стричь всех под одну гребенку, конечно же, нельзя, но автор этого и не делает. И тем не менее у каждой страны, у каждого общества есть некая своя доминанта, свои характерные черты и особенности, говорящие нам о его состоянии в данный момент. В Америке, считает Виталий Коротич, сегодня слишком много ненависти в отношениях между людьми и ко всем тем, кто не приемлет американский образ жизни, отвергает его "ценности".

К счастью, и прежде всего для нее самой, замечает автор, не вся страна, не вся нация пропитана болезнетворным вирусом ненависти. И если профессор Принстонского университета Герман Ермолаев взрывается при слове "разрядка" как новогодняя хлопушка, то миллионы и миллионы других американцев благодарны нашей стране за то, что она протягивает Америке не бронированный кулак, а оливковую ветвь. Об этом не стоит забывать. И, может быть, поэтому о ненависти Виталий Коротич пишет без ненависти. В конце концов, ведь это хотя и серьезная и опасная, но все же болезнь, которая подтачивает саму нацию изнутри, лишая ее разума и величия. Прочтите хотя бы вот эти сообщения, взятые автором из американских газет:

"Нью-Йорк таймс": "Сотрудница банка была убита ударами ножа в гостинице "Уорлдоф Астория". Жертвой явилась 30- летняя Кетлин Вильямс, вице-президент банка "Чейз Манхэттен" из города Мехико".

"Дейли ньюс": "82-летнюю женщину застрелили при попытке ограбления у нее на квартире.., а квартира эта находилась за углом апартаментов мэра города..."

С подобного рода печальными новостями американец сталкивается каждый день. По данным статистики, в одном только Нью-Йорке за год в среднем совершается 1800 убийств, 10000 изнасилований, 100000 ограблений, 200000 краж со взломом. Преступность и насилие достигли такого размаха, что полиция страны давно уже надела белье из пуленепробиваемой синтетики, именуемой кевларом. Как писала американская пресса, спасительную нижнюю сорочку из того же материала вынуждена была приобрести даже первая леди Америки - супруга президента Рейгана.

РАССКАЗЫВАЯ нам о том недуге, которым поражена Америка, автор неизбежно касается и других, порой нелицеприятных сторон американской действительности. Причем делается это документально, точно и правдиво. Возьмите проблему питания. В Америке нет недостатка в различных ресторанах, кафе и более мелких "забегаловках". Пища, как говорят, на любой вкус, но отнюдь не на любой карман. Если у вас меньше 100 долл., то в приличном заведении вам делать нечего. Хотите непритязательные украинские вареники - пожалуйста - 2 долл. 45 центов, и они ваши.

В магазинах много продуктов. Они красиво и качественно упакованы. На них есть сроки изготовления и годности и цена... Вот что пишет Виталий Коротич: "Перед одними стоит проблема здоровой пищи, перед другими - пищи дешевой, а перед третьими - где бы поесть хоть чего-нибудь".

Эти слова, конечно же, наводят на размышления, ведь в Америке 35 млн. человек живет ниже официальной черты бедности. Поэтому многие, видимо, разделят чувства автора: "...Когда я встречаю человека, который мучительно хочет есть и ничего больше не хочет, мне и жалко этого человека, и зло меня берет, потому что вокруг очень много еды. которая портится и не распродается вовремя, но очень редко становится - назовем это своим именем - милостыней, протянутой страждущему. Здесь голодают на фоне сто раз описанных у нас ярких витрин, и к этому невозможно. привыкнуть..."

И ЭТО действительно так, как верно и то, что многое, очень многое в Америке чуждо и абсолютно неприемлемо для советских людей. Например, когда к человеку относятся в зависимости от размеров его кошелька или счета в банке. Для американца же это обыденная действительность, от которой никуда не скроешься. "Один знакомый врач жаловался мне, - пишет Виталий Коротич, - что он потеряет клиентуру, если не будет менять свой автомобиль на новый каждые два года; в Нью-Йорке есть парадные подъезды, подъезжать к которым в старом или немодном автомобиле попросту неприлично".

А разве прилично, когда рядом с бедностью и нищетой продаются костюмы за полторы тысячи долларов и больше, одеяла из меха (самые дешевые) - за 15 тыс. долларов!.. Товары такой стоимости можно найти в нью-йоркском магазине "Бижан". Его владелец говорит: "Я работаю для людей, у которых есть все. Им лишь не хватает моей фирменной этикетки на подкладке -этого свидетельства принадлежности к нью-йоркской элите. И они готовы платить за эту этикетку". Показательные слова. По ним, сказанным не менее откровенно, чем цинично, можно судить о глубине той бездны, которая разделяет бедную и богатую Америку. При этом характерно, что даже весьма преуспевающий сегодня человек не застрахован от того, чтобы завтра скатиться к самому беспросветному существованию. Тогда тезис о равных правах и равных возможностях для всех американцев может свестись только к одному - к праву на подаяние.

МНОГИЕ американцы и те, кто оказался в этой стране, открывают для себя эту в общем-то простую истину по- разному. Виталий Коротич пишет, что в центре Нью-Йорка он видел такую сцену. На перекрестье двух улиц у магазина сидела пожилая дама в нитяных перчатках, очень старом пальто и вязаной шапочке вишневого цвета. Над головой у дамы на вздетом ввысь картонном транспаранте большими латинскими буквами было начертано; "Самиздат", а чуть ниже шел рукописный текст на английском языке такого содержания: "С огромным трудом я бежала из Советского Союза, ценой страшных усилий я вырвалась из рук русской тайной полиции. Но никто не хочет меня издавать в Америке, и я умираю от голода". Ниже была написана фамилия страждущей дамы: "Нона Осипова".

Согласитесь, что, несмотря ни на что, грустная это и незавидная картина: видеть своего бывшего соотечественника в жалком и унизительном положении человека, просящего милостыню. Эта женщина тоже стала частью Америки, но только той, которой не позавидуешь. Когда-то она, конечно, представляла себе эту страну иначе, видела ее в иных цветах. Сегодня, взывая о спасении и куске хлеба, она спекулирует на неких подвигах в борьбе с "русской полицией" и размахивает не спасающим знаменем "Самиздата". В Америке всяк себя спасает, как может... Это закон, хотя и неписаный. .

Таких законов в США много. Вместе взятые, они дают нам возможность лучше и правильнее представить себе американский образ жизни и сделать соответствующие выводы. Книга Виталия Коротича, конечно не о законах США, но она о том, по каким канонам живет американская нация.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно