Его деда раскулачили, отца репрессировали в 37-м. Одно из главных воспоминаний детства - землянка и корова, которая жила тут же, рядом с их семьёй. Полная нищета и ярлык ЧСВН - "член семьи врага народа"...
ТЕМ удивительнее его путь в науке - от студента политеха до академика. Сейчас Геннадий МЕСЯЦ - вице-президент РАН, лауреат множества премий и директор легендарного Физического института им. П. Н. Лебедева (ФИАН).
- Геннадий Андреевич, вам есть в чём упрекнуть советскую власть?
- Это уже наша история, а в чём я могу упрекать историю? Всё очень непросто. Да, как и многие, я жил в нищете. Но и сейчас многие живут не лучше. Да, отец был репрессирован и отсидел срок. Но потом его реабилитировали. Я отдаю себе отчёт, что ни в какой другой стране не смог бы добиться того, чего добился здесь, не имея за душой ни гроша. Знаете, после развала СССР у американцев появилась такая шутка: "Русские поняли: всё, что им говорили про коммунизм, оказалось неправдой. А то, что говорили про капитализм, оказалось сущей правдой".
- Капитализм пришёл и в российскую науку. Минобрнауки обвиняет РАН в неумении управлять своим имуществом, эффективно использовать финансовые средства и т. д. Согласитесь, здесь есть рациональное зерно. То, что учёные умеют расщеплять атом или расшифровывать геном, ещё не означает, что они хорошие менеджеры и управленцы.
- Кто вообще сказал, что РАН плохо управляет наукой? Имея в десятки раз меньшее финансирование на одного учёного, чем в других странах "Большой восьмёрки", мы входим в состав первых десяти стран мира по количеству научных публикаций, по числу выдающихся научных достижений и эффективности международного сотрудничества. Мы ежегодно отчитываемся перед президентом страны о наших результатах. Нас упрекают в неэффективном использовании имущества и земли. Но вот пример. Мы у себя в ФИАНе ликвидировали столовую. Она не нужна институту, рядом есть много других. Освободившиеся 3 тыс. м2 сдаём в аренду, получаем ежегодно 20 млн. рублей. На эти деньги содержим наше коммунальное хозяйство. Это что, неэффективно? Других-то денег нет.
"Секретарши что-то напутали"
- ТЕМ не менее к 1 апреля академия должна представить в правительство свой вариант нового устава РАН, по которому собирается жить дальше. А Минобрнауки подготовило другой проект, так называемый "модельный" устав. Согласно ему, над РАН поставят наблюдательный совет, который будет принимать финансовые, хозяйственные и прочие решения. Фактически лишит её власти. Они говорят: ради интересов науки. Вы говорите: ради имущества и земель. Кто же прав?
- По закону "О науке" РАН является самоуправляемой организацией. Проект устава готовится в академии и представляется правительству общим собранием РАН.
Что касается так называемого "модельного" устава, то он, грубо говоря, содержит только две части. В первой сказано, как устранить влияние учёных на распределение финансов и управление имуществом путём введения ряда новых структур, не предусмотренных законами. Во второй речь идёт о том, как этим структурам получить значительно больше выгоды от нашего имущества. Там ничего не сказано, как выбирать директоров институтов, заведующих лабораториями, как организовывать научную работу. Чиновников не интересует, что будет со страной, с её национальной безопасностью. Ведь не секрет, что оборона страны была обеспечена фундаментальными трудами многих поколений учёных. Давайте вспомним, за счёт чего сейчас живёт страна. За счёт нефти, газа, алмазов и других полезных ископаемых. Но кто их открыл? Учёные нашей страны - в основном нашей академии.
- Вы полагаете, в Минобрнауки сидят такие недалёкие люди, что даже нормальный документ составить не могут?
- Они сами его не составляли. Проект "модельного" устава был заказан частной структуре. Она подготовила 11 страниц текста и получила за это бюджетные деньги, сравнимые с годовым содержанием среднего института РАН. А далее работает принцип: "Деньги потрачены, значит, эту бумагу надо оприходовать". Вот так сегодня происходит реформа науки. Её на самом деле нет, есть только её имитация.
Недавно нам была представлена среднесрочная программа фундаментальных исследований. Проект документа разработала академия, и он был вполне разумным. Что, вы думаете, сделали чиновники? В основные направления прикладных исследований, утверждённых президентом страны, они запихали все наши фундаментальные работы. В раздел "борьба с терроризмом" попали алгебра, геометрия, математическая физика. К "энергетике" отнесли исследования элементарных частиц, физику плазмы и пр. А всю космологию (изучение чёрных дыр, тёмной материи, реликтового излучения) они поместили в раздел "транспорт"!
- Через тернии - к звёздам...
- И этот документ уже был вынесен на инновационную комиссию Минобрнауки. Когда президиум РАН возмутился, в министерстве сказали: "Ну, это наши секретарши что-то напутали". Такого же пошиба и этот "модельный" устав...
А реальных дел нет. Финансирование на одного научного работника как было в десятки раз меньше, чем в США, так и осталось. Оборудование 20 лет не обновляется. Молодёжь в науку не идёт. Какая же это реформа?
Надо проявлять патриотизм
- А У ВАС есть рецепт, как остановить утечку мозгов и начать возвращать наших молодых учёных из-за рубежа?
- Массовой утечки сейчас нет. Тактика изменилась: наших учёных отслеживают выборочно. Пошли первые публикации - западные университеты ими уже интересуются, приглашают к себе. А у нас им что могут предложить? Каждый учёный хочет работать на современной аппаратуре, а не на приборах тридцатилетней давности. На них он никогда не сможет конкурировать, добиваться хороших результатов. Многие наши сотрудники работают по контрактам, ездят туда на пару месяцев, а обработкой результатов занимаются здесь. Но если учёный действительно талантливый, ему там всё равно создадут такие условия, что он не захочет возвращаться.
- Но не все же рвутся на Запад. Зачастую к нашим учёным там относятся как к подсобной рабочей силе.
- Совершенно верно. Даже если учёный семи пядей во лбу, всё равно там он будет чаще всего играть второстепенную роль. Все научные работы придётся публиковать совместно. Тех, кто из молодёжи в США сейчас на постоянной работе, по пальцам можно пересчитать. Остальные перебиваются с гранта на грант.