Пиво в нашей стране любят многие. Но мало кто знает, как действительно готовится этот пенный напиток. Отсюда и домыслы: дескать, "химичат" наши пивзаводы.
Попробовать и посмотреть
СПЕЦИАЛИСТЫ говорят, что в России ещё не хватает культуры пития. Моду на потребление пива мы у Запада переняли, а вот разбираться в нём по-настоящему, наверное, ещё не научились. Вот в Чехии, например, любой желающий может узнать историю своего любимого пива, где и как его варят. Музей с дегустационным баром при пивзаводе - обычное дело. В Амстердаме одна из главных туристических достопримечательностей - старая пивоварня. По лабиринтам этого завода-музея можно бродить целый день и не переставать удивляться самым разнообразным экспонатам. Конечно, после такой экскурсии вы будете знать буквально всё о пенном напитке из Голландии.
На Западе давно поняли преимущества подобного промышленного туризма. На интересе людей к секретам производства можно неплохо заработать. Прибыль от проданных экскурсионных билетов и туров - минимум.
Главное, что получают производители, - доверие потребителя. В нашей стране заводы были всегда закрытыми объектами. Конечно, иногда водили школьные группы по литейным цехам. Но записаться на экскурсию любой желающий уже не мог. И уж тем более были закрыты от посторонних глаз объекты пищепрома. Конечно, исключались экскурсии и по пивзаводам. Впрочем, и качеством напитка, как и разнообразием сортов, долгие годы наши производители похвастаться не могли. Не зря ходила шутка, что есть два сорта пива: "свежее" и "вчерашнее".
Культурная программа: Эрмитаж и пивоварня
СЕГОДНЯ пивоварение в России настолько развилось, что уже не сосчитать, сколько у нас заводов и марок пенного напитка. Но попасть на предприятия через турфирмы или записаться на индивидуальную экскурсию до недавнего времени было проблематично. При этом желающих посетить производство - масса. Пример: количество людей, побывавших за последние годы на пивзаводах компании "Балтика". Кстати, это один из первых в нашей стране производителей, кто стал приглашать всех желающих на бесплатные экскурсии. На тульском филиале побывало уже более 13 тыс. гостей, а на самарском - более 10 тыс. На пивзаводе в Санкт-Петербурге ежегодно бывают 25 тыс. человек. Каждый, кому интересно, как делается известное пиво, может заказать экскурсию почти во всех городах, где есть заводы компании. И каждый день на 9 заводах компании проходит по 2-3 экскурсии.
"Мы показываем весь процесс пивоварения, - говорит Юрий Катунин, руководитель группы экскурсионно-выставочной деятельности компании. - Экскурсионные галереи проходят не по какой-то искусственно созданной экспозиции, а именно по предприятию. Люди могут посмотреть и цех розлива, и бродильное отделение. Заглянуть в чаны, варочные котлы".
В компании рассказали, что в последние годы при строительстве заводов обязательно отводят место под специальные экскурсионные галереи и дегустационные залы. Набирают профессиональных штатных экскурсоводов. В некоторых городах, как, например, в Туле, есть договорённость с местными туристическими операторами о включении завода в специальный "пивной тур".
С потребителем по-честному
ИНДУСТРИЯ промышленного туризма постепенно, но развивается. Идею начали подхватывать и другие пивоваренные компании. Правда, пока число их посетителей не столь велико, как у питерских коллег. Но главное - быть открытым и честным со своим потребителем, и люди потянутся.
Возможно, этот подход и сыграл решающую роль в том, что пивоваренная компания "Балтика" по итогам ежегодного национального конкурса в области бизнеса "Компания года 2007" получила первое место в номинации "Промышленность: слабоалкогольные напитки и пиво".