Примерное время чтения: 4 минуты
117

Запрещенная память

Памятники, призванные хранить память о военных подвигах все чаще становятся поводом для разногласий. Самый громкий пример - многострадальный памятник советским воинам-освободителям в Таллине, не раз оскверненный вандалами, теперь и вовсе снесут. Однако и в России тоже спорят, об уместности некоторых монументов воинам.

На прошлой неделе парламент Эстонии принял закон, который развяжет руки жаждущим убрать из центра Таллина бронзовую статую воинам-освободителям. Документ объясняет предстоящий демонтаж благими намерениями уберечься от "разжигания розни", дескать, принятие подобного закона будет способствовать улучшению защиты общественного порядка и повышению имиджа Эстонии на международной арене... "Бронзовому солдату" уже давно не дают покоя. Националисты требовали его снести, вандалы обливали краской, пред его очами устраивали акции протеста представители русской общины.

В том, что с исчезновением памятника преткновения в Эстонии станет тише и все о нем забудут, сомневается член Общественной палаты, доцент кафедры государственной политики философского факультета МГУ, политолог Сергей Марков:

- Проблема связана с ролью народа в истории, памятники ее фиксируют. В Эстонии - одна из самых крупных русских общин в Европе. Она будет так или иначе пытаться снова установить памятник, чтобы восстановить историческую правду.

Сергей Марков считает, что настоящая причина нависшей над статуей угрозы - это эстонский комплекс неполноценности:

- В Эстонии стараются выкорчевать все, что может напоминать о роли "младшего брата", которую эта страна играла в составе Российской империи. Хотя именно в составе России она обрела свою целостность. Об этом стараются забыть всеми возможными способами, и в стремлении максимально подчеркнуть свою эстонскую идентичность заходят слишком далеко, - считает политолог.

Ситуация с "Бронзовым солдатом" наглядно демонстрирует, что историческая правда может быть каждого своя, а историческая память - короткой. В России, к примеру, не все жители Владивостока и Красноярска одобряют открытие отреставрированных в этом году, памятников белочехам. Народ, выросший на советской идеологии не понимает, к чему такие почести чешским и словацким легионерам воевавшим во время Первой мировой войны на стороне Российской империи против Германии и Австро-Венгрии, а позднее, в Гражданскую войну выступавшим на стороне белогвардейцев, против рабоче-крестьянских отрядов. Впрочем, непонимание не доходит до осквернения этих захоронений и памятников.

Еще один монумент преткновения открыт на днях на Котляковском кладбище, в Москве. Памятник из двух гранитных камней - один красного цвета, другой - черный. На красном выбиты фамилии воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане и захороненных на Котляковском кладбище. На черном граните - фамилии погибших во время взрыва на кладбище 10 ноября 1996 года. Это 14 афганцев пришедших проститься с бывшим руководителем Российского фонда инвалидов войны в Афганистане Михаилом Лиходеем. Основная версия следствия в организации взрыва обвиняет первого руководителя российского фонда инвалидов войны в Афганистане Валерия Радчикова. До сих пор идут споры по поводу истинных причин этого теракта. Впрочем, как и о том, стоит ли устанавливать на родине памятники воинам, сражавшимся в горячих точках таких как Афганистан - на "чужой войне".

Председатель организации Патриотическое объединение инвалидов войны в Афганистане и воинов-интернационалистов " П А Н Д Ж Ш Е Р ", силами которой установили памятник на Котляковском кладбище, Валерий Смирнов, поведал, что монумент именно из-за этих противоречий ждал целых десять лет.

- По-разному можно относиться к этой трагедии, - вздыхает председатель "Панджшера", - Авторитет нашего движения очень пострадал. Но ведь солдат, который честно воевал, шел на смерть для выполнения боевых задач в интересах своей страны - достоин памяти. И если даже память эту не защищать, а прилюдно унижать, то кто в следующий раз пойдет воевать?

Один из афганцев, участвовавший в этом митинге, Юрий Кравец, узнав об эстонских видах на памятник воинам-освободителям не нашелся что сказать, кроме: "Как могла придти кому-то в мозги такая нечеловеческая мысль".

Воспрепятствовать сносу "Бронзового солдата" в Эстонии, российские власти навряд ли смогут. Тут бы на своей территории с памятниками не запутаться - кто свой, кто чужой...Немного пошумела молодежь, устроив в Пскове акцию протеста у стен консульства Эстонии. Да Владимир Жириновский, в свойственной ему манере на заседании Госдумы призвал разорвать дипломатические отношения с Эстонией и объявить ей экономическую блокаду...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно