Примерное время чтения: 6 минут
523

Золотой Адвокат

Входя в квартиру бывшего летчика из Самары Виталия Андреева, понимаешь, что богаче после успешного дела он не стал. В квартире явно не хватает ремонта: старые обои, потрепанная годами мебель. Почти все деньги после суда оказались у адвоката Татьяны Сайгушинской.

В 1999 году летчика Виталия Андреева списали. Врачи обнаружили у него невросенсорную тугоухость 2-й степени и язву желудка. По условиям страховки, если из-за работы у летчика возникают проблемы со здоровьем, то при увольнении ему платят 400 минимальных окладов. Чиновники платить не спешили, утверждая, что самолет, на котором летал пенсионер, нешумный. Андреев, недолго думая, подал на страховую компанию в суд. Делом занялась адвокат Татьяна Сайгушинская.

От суммы, которую бывшие компаньоны отсудили у страховщиков, Андреев получил только 100 тысяч. Остальные 831 470 рублей 63 копейки остались у адвоката. Татьяна Юрьевна заявила, что поступила с деньгами именно так, как пожелал клиент, - отдала деньги в монастыри и церкви Мордовии и Чувашии. "Да не собирался никому ничего дарить! - клянется Виталий Александрович, сидя со мной на стареньком диване и показывая мне фотографию своей дочери. - Вот ее надо замуж выдать. С чего бы это я так расщедрился?!"

По документам (доверенности, заявлению и указанию), подписанным в 2001 и 2004 году, Татьяна Сайгушинская могла получить деньги и "передать на благотворительные цели по ее усмотрению в течение срока по ее усмотрению денежную сумму в полном объеме...". Правда, сам пенсионер клянется, что никогда в жизни не подписал бы подобной бумажки: "Ну не мог я подписать бумагу, по которой поручаю адвокату миллион рублей, причем "указанная сумма не может быть востребована ни при каких обстоятельствах".

По словам бывшего летчика, Палата адвокатов Самарской области, куда обратился с жалобой Андреев, вынесла Сайгушинской предупреждение. Причина - "наличие в ее действиях нарушений норм Кодекса профессиональной этики адвоката о ненадлежащем исполнении своих обязанностей перед доверителем". Предоставить эту информацию в Палате отказались, сославшись на "секретность" данных. Сама же Татьяна Сайгушинская таинственным образом исчезла.

По мнению специалистов - это типичная уловка нечистых на руку юристов, специализирующихся на гражданских делах. Все дело в том, что для ведения гражданских дел (в отличие от уголовных) адвокату достаточно доверенности от клиента. Будущую жертву уговаривают не подписывать договор, чтобы адвокат не платил налогов, это более 20% от полученной от клиента суммы за оказанные юридические услуги. В итоге, мошеннику выписывается доверенность на ведение дела с правом получения денег.

Как известно, россияне не слишком доверяют судебной системе в целом. Согласно последнему опросу "Левада-центра", только 28% опрошенных полагают, что простой человек может рассчитывать на правосудие, 61% придерживается противоположного мнения. Впрочем, не одно только недоверие у суду останавливают россиян перед подачей иска, причина, как правило, прозаичнее - судиться недешево. В одной адвокатской конторе корреспонденту "АиФ" обещали заняться иском, аналогичному делу бывшего летчика, на таких условиях: 30 000 руб. сразу, еще столько же - при успешном завершении дела и еще 10% процентов отсуженных денег в случае их получения.

В другой фирме потребовали $2000 в начале, столько же - после выигрыша дела. У западных адвокатов в отличие от российских коллег имеется твердый тариф (100-150 долларов) за час работы. В нашей стране тарифная сетка с расценками на юруслуги отсутствует. Все отношения между адвокатом и его клиентом осуществляются на договорной основе, и юрист сам назначает цену за свой труд. Для пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других малоимущих граждан она оказывается бесплатно.

Таким же бесплатным может быть для них и само ведение дела, но этот вопрос адвокат решает лично. Сами адвокаты говорят, что зарабатывать надо на богатых клиентах. Если говорить о средних расценках по Москве, то они примерно следующие: ведение трудовых споров - от 200 долларов, дела о наследовании имущества - от 400, уголовные дела - 500. В зависимости от опыта и именитости адвоката. Что касается известных адвокатов, таких, как Генри Резник, Павел Астахов, Генрих Падва, то их услуги оцениваются примерно в 10% от годового дохода клиента. Все вышеперечисленные юристы состоят в Российской коллегии адвокатов и поэтому обязаны периодически бесплатно работать с малоимущими гражданами.

Совсем другая ситуация в уголовном праве. Здесь без договора клиента с адвокатом не дадут ордера, а без него никто не допустит защитника к делу. Но у мошенников есть другие возможности для отъема денег у клиентов.

В прошлом году в Кургане завершился процесс, связанный с вымогательством адвоката денег у клиента. В 2003 году адвокат Пешков заключил договор с клиентом, по которому он получил пять тысяч рублей. В приватной беседе он упоминал десятки фамилий руководителей правоохранительных органов области, следователей, прокуроров, судей. Многих называл по именам, панибратски, подчеркивая близкие с ними отношения.

После этого юрист предложил клиентке замять дело за 50.000 рублей, отдав их судье, которого "хорошо" знает. Как рассказал пресс-секретарь областного суда Василий Шалай, клиентка передала Пешкову 50 тысяч рублей в два приема, все деньги он присвоил себе. Не получив обещанного результата, клиентка с диктофонной записью разговора о взятке отправилась в УБОП. В итоге, адвокат оказался за решеткой.

Статистика показывает, что, как правило, такие суды - явление редкое. В 2005 году квалификационная комиссия Московской адвокатской палаты разобрала 150 жалоб от граждан. Из них в отношении адвокатов было возбуждено 16 дисциплинарных дел. Четырех юристов лишили статуса адвоката. Пяти другим вынесены предупреждения. Остальные отделались легким испугом.

Чувство страха сейчас преследует не только нерадивых адвокатов, но и их клиентов. "У многих людей на постсоветском пространстве выработался страх перед правоохранительными органами и судом, - уверена психолог Инга Круглова. - Достаточно вспомнить крылатую фразу из фильма "Берегись, автомобили!": "Тебя посодют, а ты не воруй!" Боязнь можно назвать "синдромом 37-го года". Тогда человек, даже осознавая, что не виновен, мог легко поверить в то, что его незаконно осудят, репрессируют". По ее мнению, страх перед судом и толкает людей обычно первыми предлагать взятки адвокатам или же вообще избегать каких-либо контактов с юристами.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Арутюнов, Московская коллегия адвокатов "Князев и партнеры":

- Чтобы не попасть в подобную ситуацию, надо составлять соглашение между адвокатом и доверителем. Его составляют в письменном виде в двух экземплярах (по одному каждой стороне) и подписывают обе стороны. В соглашении должны быть указаны все его существенные условия. Например, предмет договора, кто является доверителем или в чьих интересах заключено соглашение, объем и этапы оказания юридической помощи (дознание, предварительное следствие, суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и т.п.). Порядок и размер оплаты (фиксированная сумма), компенсация затрат, возможные условия оплаты, а также иные условия, которые стороны считают существенными. Производя оплату по соглашению, доверитель должен получить от адвоката квитанцию, в которой указана оплаченная сумма, стоят подписи сторон и печать учреждения, где работает адвокат.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно