Бывшие судьи Бутырского суда Василий Савелюк и Нина Мишина, а также судья Бабушкинского суда Нина Ивченко признаны Верховным судом РФ виновными в мошенничестве с целью завладения чужим имуществом и участии в преступном сообществе.
Пешки пошли первыми
С СЕРЕДИНЫ 90-х гг. банда, организованная ныне осужденным мошенником Алексеем Евстафьевым, завладела более чем 110 столичными квартирами. Криминальная схема работала следующим образом: подобрав жилье, хозяин которого почил в бозе, Евстафьев со товарищи оформлял документы на дальних родственников покойного, а если таковых не оказывалось, то на себя или других членов группы. Получив от коррумпированных судей решение о вступлении в права собственности, он продавал квартиры по рыночной стоимости.
На днях Верховный суд РФ приговорил бывших работников Фемиды к лишению свободы на срок от 11 до 14 лет. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы официально оформить бумаги, необходимые для вступления в права собственности, требуется собрать множество документов. Без справки из ЖЭКа, паспортного стола местного отделения милиции и даже налоговых органов сделать это практически невозможно. Однако на скамье подсудимых почему-то оказались лишь принимавшие непосредственное решение судьи и организовавшие преступное сообщество мошенники. Ни милиционеры, ни чиновники за решетку не попали. Вряд ли пришедший с улицы аферист Евстафьев представлялся сыном лейтенанта Шмидта и ему каждый раз легко и непринужденно выдавали все нужные справки.
Очень похоже, что осужденные судьи - лишь пешки, получавшие за росписи на уже готовых судебных решениях несколько тыс. долл. Об этом говорила и одна из осужденных, утверждая, что все, кто по-настоящему виновен в этих махинациях, остались за кадром. По ее словам, высокопоставленные милицейские чины и другие чиновники принимали в аферах непосредственное участие и получали значительно больше, однако либо не были осуждены, либо получили условные сроки.
Милиция - нотариус - нанятый бомж - чистый покупатель
ПО ОПЕРАТИВНЫМ данным, в каждом округе столицы действует организованная преступная группировка, занимающаяся незаконным присвоением недвижимости. И вариант, описанный выше, когда аферы совершали с ничейными квартирами, собственники которых уже покинули наш бренный мир, - один из наиболее гуманных. Чаще всего жилплощади лишаются наименее социально защищенные граждане - пенсионеры и алкоголики. С обещаниями "отличного варианта с доплатой" их выселяют в Подмосковье, а иногда в ближнее зарубежье - на Украину или в Молдавию. "Такого типа аферы невозможны без участия коррумпированных сотрудников МВД и недобросовестных нотариусов, - рассказывает сотрудник ГУВД г. Москвы Михаил С. - Как правило, преступная группа состоит из ключевых сотрудников двух различных паспортно-визовых отделов (по месту убытия клиента и по месту его прибытия), одного или двух нотариусов, иногда - сотрудника загса. Плюс посредники и поставщики клиентов, а также иногородние бомжи-статисты, через которых проводится "отмывка" квартиры".
Кто в группе риска: одинокий пенсионер или алкоголик. Важно, чтобы он имел в собственности квартиру или был прописан один в неприватизированном жилье.
Схема обмана: клиента женят без его ведома через загс, а затем травят паленой водкой или он пропадает без вести. Так же "подхватываются" неприватизированные жилплощади одиноких умерших стариков - их "женят" задним числом. Дальше на подставное лицо приобретается жилье, иногда - "адрес" в сгоревшем или непригодном доме. Клиент эвакуируется в укромное место, там у него изымают паспорт (могут сделать новый через паспортно-визовое отделение и им уже оперировать) и под различными предлогами подсовывают на подпись безобидные или очень выгодные для него документы по операциям с квартирой, среди которых и доверенности на необходимые действия. Нередко фальсифицируются подписи клиента на ключевых бумагах. Если квартира не приватизирована - ее приватизируют за деньги или "женят" клиента через загс. Тогда останется только "продать" ему "адрес" и выписать его туда. А "жена" уже распорядится недвижимостью, как ей скажут.
Нотариусы, входящие в преступную группу, заверяют все документы
ПРАКТИКУЕТСЯ еще и покупка у клиента его жилья за очень большую сумму, а продажа ему нового "адреса" - за очень маленькую. Это делается, чтобы у него не было желания разворачивать сделку в обратном направлении. Юрист, работающий в команде, всегда подтвердит, что лично видел и клиента, и получаемые им из рук в руки деньги. Потом потерпевшего прописывают на его новой "жилплощади", а со старой на основании полученных документов его выписывают. Квартира продается иногороднему бомжу, который тут же продает ее своему коллеге. А уже третий предлагает ее на вторичном рынке нормальному покупателю. Далее жертву выпускают или убивают. Все документы, осевшие в паспортных отделах якобы за подписью пострадавшего, теряются в течение полугода.
Милиция предполагает, что таких преступлений в многомиллионной Москве происходит по нескольку десятков в месяц. Однако, поскольку потерпевшие, как правило, не способны оказать преступникам достойного противодействия, а обращаться в правоохранительные органы боятся, их квартиры вернуть практически невозможно. Тем более что если такая попытка все же происходит и дело доходит до суда, то последний собственник, в случае если он докажет, что купил квартиру честно, все равно останется хозяином.