Примерное время чтения: 6 минут
67

Медвежьи поправки

Улучшать качество туристических поездок граждан принялись депутаты Госдумы аккурат после зимнего перерыва. Такими благими намерениями объясняют народные избранники принятие поправок к закону о туристической деятельности. Противники этого новшества пугают катастрофическим подорожанием туристических услуг и снижением их качества.

В ОТВЕТЕ ЗА ТУРИСТА

- Вот тебе и отдохнула, - жалуется пятидесятилетняя Таисия, пациентка одного из травматологических отделений столичной клиники. Лицо и шея чудом вернувшейся из предновогоднего путешествия в Египет дамы щедро покрыты загаром, все остальное - сплошной гипс да бинты.

Смех и грех - женщина свалилась с верхушки трапа самолета, который должен был увести ее на родину. Шлепнулась прямиком на взлетную полосу, не выпуская из рук пакетик египетской клубники. Голова, по словам Таисии, уцелела только благодаря пышному шиньону, пристегнутому к затылку.

Кто виноват? Пациентка собирается разбираться после выписки. Но, судя по ее боевому настрою, достанется всем. И турагентству, продавшему путевку, и авиакомпании, подогнавшей к самолету трап без надлежащих бортов для пассажиров.

Незадачливую путешественницу и многих других туристов, пострадавших во время отпуска, новые правила работы турфирм должны бы только обрадовать. Финансовые гарантии, которыми с лета нынешнего года обязывают обзавестись турфирмы, казалось бы, должны с этих пор обеспечить путешественнику получение компенсации, в случае если по халатной неосторожности или злому умыслу работников туриндустрии отдыхающий пострадал.

Только заручившись гарантией банка или страховой компании, туристическая фирма зачисляется в Единый федеральный реестр туроператоров, и ей выдается свидетельство о регистрации вместо лицензии, по которой фирмы работали раньше.

Устрожение правил игры справедливо, вспомнить хотя бы громкий скандал минувшего лета с российскими туристами, брошенными на произвол судьбы в Турции, когда компания не заплатила за проживание туристов в гостиницах и тех в срочном порядке пришлось эвакуировать домой. Вроде бы оправданно создается солидный гарантийный фонд, из которого можно будет взыскать компенсацию в случае чего: для фирм, промышляющих международным туризмом (въездным - когда к нам едут иностранцы, и выездным - когда наши граждане едут за рубеж), - 10 млн рублей, для тех, кто организовывает поездки внутри страны, - 1 млн рублей.

ДВА СЧЕТЧИКА

Однако у принятых поправок в закон о туризме есть и другая сторона. Как считает Владимир Рыжков, член рабочей группы по подготовке закона о поправках, для потребителя, то есть для туриста, в лучшую сторону ничего не поменялось:

- Те, кто захочет "кинуть" покупателя путевки, сделают это без труда. В новом варианте закона для этого есть масса лазеек. Например, пострадавшему туристу будет стоить невероятных усилий доказать "злой умысел" туроператора.

Сложность и в том, что требовать компенсацию за невыполнение турфирмой своих обязательств (которые оговариваются обычно в договоре между фирмой и туристом) пострадавший должен у банка или страховой компании, которая предоставила туроператору финансовые гарантии. Банковский гарант должен будет выплатить сумму, если на то будет согласие самого туроператора (очевидно, признавшего свою вину), либо по решению суда, если на мировую турфирма не пойдет.

А вот если гарантом выступает страховая компания, то, как звучит новый вариант закона, "Основания освобождения страховой организации от страховой выплаты туристу определяются договором между туроператором и страховой компанией". То есть, приобретая тур, потребителю придется дополнительно изучать этот договор, чтобы понять, о чем они там договорились и в каких случаях компенсации не видать.

С одной стороны, представители заинтересованной сферы в лице президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько соглашаются, финансовые гарантии вводить нужно, это нормальная международная практика, но...

Сергей Шпилько от имени представителей сферы выступает против того, чтобы вводили строго фиксируемые суммы для всех без исключения туроператоров. Особенно в заявленных размерах.

Впрочем, что отечественному потребителю проблемы предпринимателей? У него своих хватает. Проблема первая - подорожание туристических услуг. В пику заявлению руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского о том, что новая редакция закона не вызовет подорожание путевок, Сергей Шпилько и Владимир Рыжков утверждают обратное.

Во-вторых - пострадают туристы, которые привыкли иметь дело с определенной фирмой и доверяют ей организацию своего отдыха на территории России целиком и полностью. Ведь, если верить экспертам, выиграют от поправок только крупные туроператоры, потому как маленьким фирмам придется идти под крыло монополистов. В первую очередь пострадают региональные фирмы так называемого Золотого Кольца, а также те фирмы Иркутска, Алтайского края, Бурятии, Калининграда, Краснодарского края, которые предлагают эксклюзивный отдых.

Как считает председатель комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей, генеральный директор туристической компании "В мире фантазий" Марина Саушкина, финансовая гарантия в случае с такими компаниями ничто по сравнению с уже сложившейся репутацией:

- Такие фирмы очень дорожат своим добрым именем, и это главная гарантия для них и для клиентов.

Владимир Рыжков в качестве примера любовно поведал о туризме в своем родном Алтайском крае:

- В год туда приезжают 3-4 группы иностранцев, по 5-6 человек каждая. Они могут получить такой эксклюзивный продукт, как сплавы по горным рекам на Алтае. Сколько бы ни пугали о страшных случаях с туристами, за 15 лет в Алтайском крае не было ни одного случая, чтобы, к примеру, туриста бросили в тайге или его медведь покусал. Та же статистика и у туроператоров других регионов.

Эксперты считают, что ввиду немассовости или сезонных особенностей подобного вида туризма оборотные средства маленьких компаний зачастую не дотягивают даже до половины суммы финансовой гарантии, и ни один банк не возьмется за них поручиться.

Если новый закон породит столько проблем, кому, спрашивается, нужно его принятие?

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин в дуете со своим коллегой по Думе Владимиром Рыжковым считает, что налицо факт лоббизма крупных туроператоров:

- Беспрецедентный случай, который можно объяснить только могучим туристическим лобби, - сокрушается Олег Смолин. - Вопреки рекомендациям отложить рассмотрение законопроекта, которые поступили из Администрации Президента, его все-таки рассматривают и принимают.

- Крупные московские и питерские компании, которые лоббируют эти поправки, - добавляет Владимир Рыжков, - не интересуются прогулками на лодках вдоль берегов озера Байкал и рыбалкой на Иртыше...Они хотят расчистить рынок, чтобы никто не мешал им заполнять 4-5-звездочные гостиницы Москвы и Питера.

Впрочем, у принятых Государственной думой поправок по дороге на подпись к Президенту еще есть шанс стать менее рискованными для потребителей турпродукта, не говоря уже о туриндустрии. Тем более если принять во внимание, что на стороне противников предложенной редакции закона Федеральная антимонопольная служба. А пока все, что остается жаждущему путешествий, дабы обойтись без неприятных приключений, - не терять собственную бдительность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно