В больших супермаркетах работают кондиционеры и витают какие-то совершенно необыкновенные запахи. Правда ли, что есть ароматы, влияющие на людей и заставляющие их делать больше покупок, а если это так, то какие это запахи?
К. Л а р и о н о в а, Москва
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в некоторых супермаркетах распыляются ароматизаторы с запахом тех продуктов, к которым желательно привлечь внимание покупателя - от свежеиспеченной сдобы и свежемолотого кофе до копченостей и напитков. Салоны престижных кожгалантерейных фирм обрабатывают специальным составом с ароматом дорогой, хорошо выделанной кожи (такой запах может придаваться и изделиям из кожзаменителя). Экзотические ароматы используются туристическими фирмами для того, чтобы в офисе витала курортная атмосфера. Итальянский автомобильный концерн "Фиат" придает некоторым пластмассовым деталям салона аромат сандалового дерева, а "Рено" добавляет в состав колеса-"запаски" аромат духов "Шанель".
Но дело в том, что одни и те же запахи могут быть приятными для одних людей, омерзительными для других и безразличными для третьих. Мужчины и женщины, кстати, несколько по-разному воспринимают запахи. При анкетировании мужчины наиболее приятным обонятельным образом считали запах в салоне нового автомобиля. Кроме того, сильный пол чаще отдает предпочтение древесным запахам, а также ароматам еды и напитков (в том числе и алкогольных, которые в женских анкетах нередко характеризуются как неприятные). Человечество еще не располагает полной информацией о том, как запахи могут повлиять на наше поведение и самочувствие, однако наиболее предприимчивые его представители уже активно используют запахи в своих интересах (в бизнесе, парфюмерии и при разработке новых видов оружия).
Действует это на покупателей или нет, судить сложно. Комментирует кандидат биологических наук Виктория ГУЛИМОВА: "Подобные методы применяются пока не слишком широко, по крайней мере, в России. Возможно, это всего лишь дань моде. Как бы там ни было, эффективность подобных воздействий необходимо исследовать, а вопрос о том, правомерно ли помимо воли потребителя побуждать его к покупке посредством запаха, нуждается в отдельном рассмотрении не только ученых, но и юристов".
Пытаясь разобраться с человеческим восприятием запахов, мы держим в руках ключ от подсознания, которым пока не можем воспользоваться из-за недостатка информации. А, может, пока ученые и юристы детально в этом не разобрались, нам лучше ходить за покупками в противогазе?